Портал правительства Москвы
Все статьи Личные финансы

Права покупателя на обмен или возврат непродовольственных товаров

30.06.2023

Права покупателя на обмен или возврат товаров регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Согласно данному Закону потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный в течение 14 календарных дней, не считая дня покупки товара, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обязательным условием является отсутствие товара в эксплуатации, сохранение его товарного вида, потребительских свойств, фабричных ярлыков и бирок.

Если в магазине отсутствует аналогичный товар, подходящий для обмена, потребитель вправе требовать возврата уплаченных денежных средств или его замены, но позже - при поступлении в продажу и на основании соглашения с продавцом. Продавец обязан незамедлительно сообщить покупателю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Правительством Российской Федерации утвержден перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату. К ним относятся:

  • Предметы личной гигиены;
  • Лекарственные препараты;
  • Парфюмерно-косметическая продукция;
  • Бельевые, чулочно–носочные изделия;
  • Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов;
  • Бытовая химия;
  • Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы) и другие.

Если после приобретения товара в нем обнаружены недостатки, которые не были оговорены продавцом при продаже, потребитель вправе:

  • Потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула);
  • Потребовать замены на товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены;
  • Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков или возмещения понесенных потребителем (или иным лицом) расходов на их исправление;
  • Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денежных средств.

Потребитель вправе предъявить указанные требования в отношении недостатков товара в течение его гарантийного срока или срока годности. Если такие сроки не установлены, то в течение двух лет со дня приобретения товара. Если недостатки обнаружены после окончания гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня приобретения товара, потребитель должен доказать факт наличия дефекта до его покупки. Как правило, в таких случаях требуется проведение экспертизы.

Для обмена либо возврата товара наличие кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату, желательно, но не обязательно. В качестве доказательства можно представить выписку по банковскому счету, письмо по электронной почте о подтверждении оплаты или сослаться на свидетельские показания. В случае отказа продавца принять товар без чека потребитель вправе обратиться с заявлением к руководству магазина или в Роспотребнадзор для защиты своих прав.

Если товар приобретался в торговой сети, то обменять или вернуть его покупатель вправе в любой торговой точке такого юридического лица. Если магазин открыт индивидуальным предпринимателем по франшизе, товар подлежит возврату только в том месте, где он приобретался. При этом важно помнить, что для оформления возврата потребуется документ, удостоверяющий личность.

При возврате товара, оплаченного безналичным способом, денежные средства перечисляются на банковскую карту, с которой произведено списание. Если товар оплачен наличными средствами, деньги могут быть возвращены как из кассы, так и путем перечисления на банковскую карту. Продавец обязан вернуть денежные средства не позднее чем через 10 календарных дней с момента предъявления требования.

Читайте также

Показать еще