Портал правительства Москвы
Все статьи Личные финансы

На что следует обратить внимание при оформлении покупок в интернет-магазинах и маркетплейсах

23.04.2024

Интернет-торговля – форма дистанционной торговли, использующая публичную оферту или предложение заключить договор, адресованное неограниченному кругу лиц.

Интернет-магазин – официальный сайт или мобильное приложение офлайн-магазина, содержащее полное фирменное наименование продавца и/или изготовителя товара, основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и/или номер телефона, а также информацию о товарах, месте их производства, потребительских свойствах и характеристиках, цене, условиях приобретения, сроке службы и гарантийном сроке.

Популярной формой интернет-торговли является также маркетплейс (от англ. «marketplace» – рыночная площадь) или торговая онлайн-площадка, реализующая товары и услуги разных продавцов. Сведения о каждой единице товара отражены в специальной карточке с информацией о цене, характеристиках, производителе, сроках и способах доставки, обмена или возврата.

 

Для интернет-магазина и маркетплейса действуют единые правила дистанционной продажи товаров. При оформлении покупки необходимо обратить внимание на:

  • Содержание заказа. В нем должны быть указаны номер заказа, наименование и характеристики товара, дата, время, адрес и условия доставки либо адреса и режим работы пунктов самовывоза;
  • Наличие политики конфиденциальности продавца и предоставление согласия на обработку персональных данных. Таким образом продавец обязуется не передавать третьим лицам ФИО, адреса доставки, номера телефонов и адреса электронной почты потребителя;
  • Способ оплаты. Оплатить товар можно при помощи СБП, банковской картой при оформлении заказа, а также банковской картой или наличными при получении товара;
  • Условия доставки. Забрать заказ может как покупатель, так и при его отсутствии любое третье лицо, предъявившее номер заказа или информацию о его оформлении.

 

 

Если товар оплачен, а продавец не исполнил свои обязательства в срок, потребитель вправе потребовать возмещения убытков в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки. Неустойка взыскивается со дня, когда по договору товар должен быть передан, до дня передачи или дня возврата предоплаты.

Потребитель вправе отказаться от приобретенного в интернет-магазине товара в любое время до его передачи, а после – в течение семи дней. В момент доставки товара потребителю должна быть в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара. В случае если такая информация не предоставлена, можно отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его получения.

 

После оформления возврата продавец обязан вернуть оплаченную клиентом сумму не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования, за исключением расходов продавца на доставку. В качестве подтверждения факта покупки и оплаты товара может выступать не только чек, но и выписка по банковскому счету, а также письмо по электронной почте о подтверждении оплаты.

 

Если товар, приобретенный в интернет-магазине, имеет недостатки или заводские дефекты (неисправность или брак), покупатель вправе требовать:

  • замены на товар этой же марки (модели, артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление.

 

Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

 

С такими требованиями потребитель может обратиться к продавцу в течение гарантийного срока или срока годности товара. При невозможности урегулирования споров в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с письменным заявлением к руководству магазина или в Роспотребнадзор для защиты своих прав.

 

Читайте также

Показать еще