28.02.2023
Инфляция – один из важнейших показателей состояния экономики. Ориентируясь на инфляцию, производители и продавцы товаров и услуг устанавливают цены, банки определяют ставки по кредитам и депозитам, работодатели принимают решение об индексации зарплат, а государство индексирует тарифы ЖКХ, повышает пенсии и социальные выплаты.
Граждане, отслеживая динамику инфляции, могут оценить изменение уровня своих доходов и расходов, принять решение - брать кредит, ипотеку или стоит отказаться от покупок в пользу сбережений, разместив деньги на депозите.
Разберемся, как инфляция влияет на нашу жизнь и экономическое поведение.
Инфляция - социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности. Иными словами, на одну и ту же сумму денег со временем можно приобрести меньшее количество товаров и услуг. Одним из основных статистических показателей, характеризующих инфляцию, является индекс потребительских цен (ИПЦ).
Для его расчета Федеральная служба государственной статистики (Росстат) сравнивает цены на товары и услуги, входящие в потребительскую корзину и приобретаемые российскими семьями чаще всего. Данный перечень утверждается постановлением ведомства и не изменяется в течение года. В него входит более 500 наименований: продукты питания, одежда, обувь, предметы быта, средства гигиены, медикаменты, стройматериалы, услуги коммунального хозяйства, общественного транспорта и связи.
Расчет ИПЦ производится Росстатом еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Статистическое наблюдение за ценами необходимо для прогнозирования различных экономических показателей, а также используется при формировании бюджетной и социальной политики государства.
Виды инфляции
В зависимости от темпов роста инфляция подразделяется на:
– низкую – до 6% в год. Такой уровень считается оптимальным, поскольку позволяет экономике развиваться;
– умеренную – от 6% до 10% в год. Данный вид инфляции считается допустимым, так как рост цен на товары и услуги можно спрогнозировать;
– высокую – от 10% до 50% в год. Этот вид инфляции труднее поддается управлению, создает нестабильность на рынке, затрудняет социально-экономическое планирование;
– гиперинфляцию – более 50% в год. Считается неконтролируемой, возникает в период тяжелых экономических кризисов.
Интересно, что инфляция не всегда связана с ростом цен. К примеру, если в рамках борьбы с инфляцией государство принудительно сдерживает цены, то это довольно быстро может привести к товарному дефициту. Производителям становится невыгодно выпускать товары, на которые устанавливается фиксированная цена. Такая инфляция называется скрытой или подавленной. Скрытая инфляция стимулирует рост количества бартерных операций, то есть прямого обмена товара на товар без участия денег, а также развитие «черного» рынка.
Явление, противоположное инфляции, при котором наблюдается устойчивое снижение цен на товары и услуги, называется дефляцией.
В последние годы ученые-экономисты выявили и описали еще несколько видов инфляции. Так, бифляция возникает, когда в экономике одновременно растут цены на одни товары и снижаются на другие. Иногда это явление может затрагивать одну группу товаров. Например, во время кризисов можно наблюдать рост цен на жилье эконом-класса и одновременное снижение стоимости элитной недвижимости.
Производители товаров не всегда стремятся повышать цены на свою продукцию. Это может вызвать негативную реакцию покупателей и снижение спроса. Поэтому часто прибегают к такому методу: потребителю предлагается товар по привычной цене и в идентичной упаковке, но вес или объем продукта немного уменьшается. Такое явление получило название шринкфляция.
Причины инфляции
Цены на товары и услуги растут в зависимости под влиянием различных факторов. К причинам инфляции относятся:
– дисбаланс соотношения спроса и предложения (инфляция спроса). Если рынок испытывает нехватку товаров (неурожай, ограничения на ввоз продукции из-за рубежа, монополия в отношении цен на конкретные группы товаров или продукцию), то это позволяет производителям поднимать цены. Снижение цен происходит при перенасыщении рынка;
– рост издержек на производство и реализацию одной единицы продукции (инфляция издержек). При увеличении цен на сырье и материалы, иные затраты, связанные с изготовлением и продажей товара, производители повышают цены на свои товары и услуги;
– сезонные факторы, к которым относятся, например, снижение цен на сельхозпродукцию в августе и сентябре или сезонная деловая активность производителей в осенне-зимний период;
– ослабление национальной валюты при росте курса иностранных валют (эффект переноса) и повышении стоимости импортных товаров вследствие роста мировых цен;
– эмиссия (выпуск) денег. Если увеличение количества денег в экономике не подкрепляется увеличением объемов производства товаров и оказания услуг, то это может приводить к росту цен;
– инфляционные ожидания населения. Это оценка гражданами и производителями изменения темпов инфляции в будущем. Она учитывается производителями при планировании объемов производства и инвестиций, а также при формировании цен на продукцию. Под влиянием инфляционных ожиданий граждане принимают финансовые решения о совершении покупок, использовании кредитных продуктов.
Таргетирование инфляции
Инфляция – это важный показатель для экономики, поэтому Банк России контролирует уровень инфляции с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Главная цель регулятора – удержать рост потребительских цен вблизи целевого уровня 4% (годовой темп прироста потребительских цен, то есть изменение за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением). Такая политика называется таргетированием инфляции. В отличие от прямого сдерживания цен через «замораживание» или иных мер государственного регулирования таргетирование представляет собой более гибкую форму управления инфляцией. Основным инструментом в этом случае является ключевая ставка, устанавливаемая Банком России. Это минимальный процент, под который регулятор выдает кредиты коммерческим банкам. Таким образом, ключевая ставка позволяет контролировать курс рубля, динамику спроса и предложения и влиять на экономику страны в целом.
Личная инфляция
Зачастую потребители полагают, что публикуемые данные по инфляции не соответствуют действительности и прирост цен на самом деле выше. Измеренное (официальное) значение инфляции представляет собой среднюю величину и не может быть точным в отношении каждого человека, поскольку структуры потребительских корзин индивидуальны. Кроме того, цены на товары и услуги растут неравномерно.
В отличие от официальной инфляции, отражающей общий уровень цен в экономике, личная учитывает персональные потребности, предпочтения и стоимость индивидуальной потребительской корзины.
Для расчета личной инфляции необходимо сопоставить расходы в текущем месяце для одной и той же продуктовой корзины с расходами, понесенными в прошлом месяце. Полученное значение можно перевести в проценты. Иногда для наглядности уровень инфляции оценивается с помощью сравнения индексов известных и доступных всем товаров, например, «индекс салата оливье» или «индекс латте». Получить таким образом объективные данные о темпах роста цен в целом вряд ли получится, но оценить рост стоимости потребительской корзины вполне возможно.
Знание своего уровня личной инфляции поможет более взвешенно и разумно подходить к планированию личных расходов. Рассчитать ее помогут специальные онлайн-калькуляторы, которые можно найти в сети Интернет.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или