Портал правительства Москвы

Законопроект о бюджете Москвы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов обсудили на комиссии Общественной палаты Москвы

28.10.2023

Профильная комиссия Общественной палаты приняла решение согласиться с экспертным заключением на законопроект и одобрить документ.

Комиссия по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты города Москвы на расширенном заседании рассмотрела проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».

Общественная экспертиза законопроекта – неотъемлемая часть бюджетного процесса в столице. Ежегодно Общественная палата города привлекает финансовых экспертов для оценки документа на соответствие основным целям и задачам социально-экономического развития и бюджетного законодательства Российской Федерации.

В качестве независимого эксперта с заключением на проект закона выступила проректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент Светлана Солянникова: «Бюджетная политика Москвы сохраняет преемственность, направлена на реализацию стратегических задач развития столицы и достижение национальных целей Российской Федерации. Законопроект обеспечивает сохранение высоких социальных стандартов и развитие городской экономики», - подчеркнула эксперт Финансового университета.

Светлана Солянникова рассказала, что параметры доходной части бюджета на ближайшие три года соответствуют динамике макроэкономических показателей, заложенных в Прогнозе социально-экономического развития города Москвы, и трендам, сложившимся в экономике России.

Доля налоговых доходов бюджета Москвы в 2024 году увеличится до 92,8 процента. Это результат взвешенной и активной политики Правительства города по обеспечению устойчивости доходной базы бюджета Москвы и высоких социальных стандартов жизни москвичей. Основными доходными источниками бюджета города остаются налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Увеличение поступлений по этим налогам отражает объективную динамику роста предпринимательской активности и уровня жизни в городе.

Светлана Солянникова также отметила, что в законопроекте о бюджете города на 2024-2026 годы предусмотрены налоговые льготы с целью создания благоприятных условий для привлечения и использования инвестиций в экономике города. При этом сохраняются налоговые льготы и для резидентов особых экономических зон, и для субъектов инвестиционной деятельности в рамках специальных инвестиционных контрактов.

В качестве положительного тренда Светлана Соляникова отметила увеличение доли программных расходов в бюджете Москвы. В 2024 году она достигнет 91 процента.

В проекте бюджета сохраняется весомая доля бюджета развития. Приоритетом для города остается модернизация транспортной системы, но эксперт обратила внимание на то, что рост бюджетных инвестиций запланирован по всем основным направлениям расходов бюджета. Это свидетельствует о комплексном подходе к развитию экономики и социальной инфраструктуры города.

Размер дефицита бюджета в законопроекте не выходит за рамки, установленные законодательством. По мнению Светланы Солянниковой, в предстоящей трехлетке будет обеспечен высокий уровень долговой устойчивости бюджета Москвы.

«Параметры бюджета города, представленные в законопроекте, реалистичны и обоснованы. Более половины программных расходов имеют социальную направленность. Они связаны с повышением благополучия и качества жизни москвичей. При этом необходимо отметить, что город Москва выполняет свои социальные обязательства не только как субъект федерации, но и осуществляет доплаты к федеральным расходным обязательствам», - резюмировала Светлана Солянникова.

О законопроекте более подробно рассказал первый заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы Николай Лисин.

Он отметил, что бюджет города Москвы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов сформирован на основе базового сценария прогноза социально-экономического развития Москвы.

«Положительная динамика доходов бюджета Москвы в 2023 году, активное внедрение российских технологических разработок, снижение зависимости от импорта оборудования, комплектующих и готовой продукции из недружественных государств, стабильная ситуация на рынке труда позволяют прогнозировать дальнейший поступательный рост московской экономики в 2024-2026 годах», - отметил Николай Лисин.

В предстоящие три года предусмотрены следующие объемы доходов бюджета города Москвы: в 2024 году – 4,3 трлн рублей; в 2025 году – 4,6 трлн рублей; в 2026 году – 4,9 трлн рублей.

Основными доходными источниками бюджета Москвы выступают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, поступления по специальным налоговым режимам и налог на имущество организаций.

Ежегодно повышается роль специальных налоговых режимов в формировании доходов бюджета. Они созданы специально для снижения налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса. «Малое и среднее предпринимательство становится главным драйвером московской экономики и обеспечивает опережающий рост доходов бюджета. С 2010 года по настоящее время доля поступлений в бюджет от субъектов МСП выросла с 10 до 25 процентов», - отметил первый заместитель руководителя Департамента финансов, руководитель контрактной службы Григорий Лалаев.

Расходы на 2024 год запланированы в сумме 4,8 трлн рублей, на 2025 год – 5 трлн рублей, на 2026 год – 5,1 трлн рублей.

«Несмотря на высокую экономическую неопределенность на протяжении последних лет и беспрецедентное внешнее давление приоритетной остается задача дальнейшего планомерного развития города Москвы при безусловном выполнении социальных обязательств», - подчеркнул Николай Лисин.

Участники заседания познакомились с Прогнозом социально-экономического развития Москвы. Его представила заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Зоя Викторова.

По итогам работы Комиссии ее члены единогласно приняли решение предложить Общественной палате города Москвы одобрить проект закона, согласиться с экспертным заключением на данный документ, а также направить заключение независимой общественной экспертизы в органы законодательной и исполнительной власти столицы.

Читайте также

Показать еще