14.12.2023
Профильная комиссия Общественной палаты приняла решение о согласии с экспертным заключением на законопроект и одобрении документа.
Комиссия по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты города Москвы на расширенном заседании рассмотрела проект закона города Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2022 год».
Основные положения документа участникам заседания представил первый заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы Николай Лисин: «Начиная с марта 2022 года наша страна столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением. Последствиями агрессивных решений со стороны недружественных стран стали в том числе разрыв международных экономических связей, прекращение работы организаций с иностранным капиталом, вынужденное ужесточение денежно-кредитной политики, изменение условий функционирования московской экономики.
Эта ситуация отразилась на бюджете города Москвы. Сохранить устойчивость столичного бюджета удалось во многом благодаря созданному в предыдущие годы серьезному запасу прочности московской экономики, а также принятому Правительством Москвы совместно с федеральными органами власти комплексу мер, направленных на поддержку наиболее пострадавших отраслей экономики», - отметил Николай Лисин.
Доходы бюджета города по итогам 2022 года составили 3 трлн 654 млрд рублей, что почти на 10% больше, чем в 2021 году. Основными доходными источниками бюджета Москвы в 2022 году являлись:
- налог на доходы физических лиц, поступления по которому достигли 1 трлн 621 млрд рублей;
- налог на прибыль организаций, платежи по которому составили 1 трлн 41,2 млрд рублей;
- поступления по специальным налоговым режимам – 206,3 млрд рублей.
Николай Лисин отметил, что исполнение бюджета осуществлялось в соответствии с приоритетами бюджетной политики. На исполнение государственных программ города Москвы направлено 95% всех расходов. В абсолютном выражении – это 3,4 триллиона рублей.
Более половины средств - 53% или 1 трлн 905 млрд рублей - составили расходы социальной направленности, в том числе по программам:
- Социальная поддержка жителей города Москвы – 592,3 млрд рублей;
- Столичное здравоохранение – 558,2 млрд рублей, а с учетом средств Московского городского фонда обязательного медицинского страхования – 917,9 млрд рублей;
- Столичное образование – 445,2 млрд рублей;
- Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия – 110,8 млрд рублей;
- Спорт Москвы – 66 млрд рублей.
Было обеспечено безусловное выполнение всех социальных обязательств, сохранены в полном объеме все действующие льготы и программы поддержки москвичей. С 1 января 2022 года были проиндексированы все социальные выплаты, увеличен прожиточный минимум. Мерами социальной поддержки в натуральной и денежной формах в 2022 году воспользовались 4,5 млн москвичей – треть жителей мегаполиса.
По словам Николая Лисина, доля бюджета развития по итогам 2022 года составила 38,5% или 1 трлн 385,2 млрд рублей. Из них 720 млрд рублей – расходы по Адресной инвестиционной программе города Москвы.
Выводы независимой общественной экспертизы на законопроект представила проректор по научной работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент Светлана Солянникова. Она подчеркнула, что неопределенность, вызванная сложной экономической и политической обстановкой в 2022 году, внесла свои коррективы в структуру как доходной, так и расходной части бюджета Москвы. Тем не менее в непростых условиях фактические доходы бюджета города на 12% превысили прогнозные значения, прежде всего за счет роста налоговых доходов.
Светлана Солянникова подробно остановилась на рассмотрении вопроса о налоговых расходах бюджета Москвы. Это выпадающие доходы бюджета, которые образуются за счет предоставления налоговых льгот гражданам и предприятиям города в целях стимулирования экономической и инвестиционной активности. Их объем по итогам 2022 года в разрезе государственных программ составил более 69 млрд рублей. Из них более 80% - это налоговые расходы социальной направленности. По мнению эксперта, налоговые расходы города Москвы являются эффективными и способствуют достижению ряда показателей государственных программ столицы.
«Исполнение бюджета в сложной геополитической и макроэкономической ситуации потребовало изменения и структуры, и объемов расходов, которые были проведены в рамках действующего бюджетного законодательства с соблюдением всех требований и процедур.
Доля государственных программ социальной направленности остается традиционно высокой. Расходы бюджета на программы социальной направленности были исполнены на 101,5 процента.
Бюджетные расходы Москвы по государственным программам, включающим меры поддержки и стимулирования бизнеса и социальные расходы, мы можем оценить как высокоэффективные», - отметила Светлана Солянникова.
Эксперт подчеркнула, что важным результатом стало исполнение бюджета Москвы с профицитом 53 млрд рублей. Это связано с тем, что в непростых условиях 2022 года доходы росли более высокими темпами, чем расходы. Правительству Москвы удалось добиться снижения затрат на обслуживание государственного долга и уменьшить непрограммные расходы.
Уровень государственного долга по состоянию на 1 января 2023 года составил 156 млрд рублей – в 2,6 раза меньше фактически установленного законом о бюджете на 2022 год. Реальная долговая нагрузка - 3,2%, что в три раза меньше установленного в законе. В 2022 году Москва погасила городские облигации на сумму 28,4 млрд рублей. Новых заимствований на фондовом рынке не осуществлялось. Москва сохранила статус заемщика с высоким уровнем долговой устойчивости. В случае необходимости город сможет обеспечить себе привлекательные условия для привлечения средств на долговом рынке.
«Несмотря на сложную геополитическую и экономическую обстановку, которая неблагоприятно сказывалась на ситуации в экономике Москвы и страны в целом, бюджет Москвы в 2022 году исполнен с профицитом. Бюджет сохранил социальную направленность. При этом удалось поддержать деловую и инвестиционную активность в городе. Все показатели законопроекта, которые были проанализированы, обусловлены динамикой социально-экономического развития столицы. Изменения в структуре расходов имеют нормативно-правовое и экономическое обоснование. Это говорит о достоверности параметров документа, а также эффективности налоговых расходов и расходов бюджета на поддержку экономики и жителей», - резюмировала Светлана Солянникова.
Итог обсуждения подвела председатель профильной комиссии Общественной палаты города Москвы Надежда Косарева. Она отметила, что заключение независимого эксперта подтверждает соответствие законопроекта требованиям Бюджетного кодекса, законодательству Москвы и свидетельствует о высокой эффективности расходования бюджетных средств по поддержке и стимулированию экономики города в условиях высокого уровня экономической неопределенности. Комиссией по экономике, бюджету и перспективному развитию города принято решение направить решение и экспертное заключение Мэру Москвы и в Московскую городскую Думу и разместить его на официальном сайте Общественной палаты города Москвы.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или