16.04.2024
Как новые методы и технологии помогают Москве совершенствовать систему учета бюджетных средств.
Пять лет назад по поручению Мэра Москвы началась реализация масштабного общегородского проекта по централизации ведения бухгалтерского учета и отчетности в столице. Об этом рассказала министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Елена Зяббарова. Проект осуществляет Департамент финансов Москвы совместно с Департаментом информационных технологий и органами исполнительной власти города.
«Департамент финансов Москвы ведет постоянную работу по совершенствованию бюджетного процесса в столице. Динамичное развитие города требует соответствующей технологической и методологической поддержки со стороны финансового органа.
Одним из проектов, отвечающих задачам эффективного и прозрачного управления бюджетными средствами, стало создание Единой модели централизованного бюджетного (бухгалтерского) учета.
Мы совместно с коллегами из Департамента информационных технологий города за последние пять лет сформировали и внедрили принципиально новые как в содержательном, так и организационно-технологическом аспектах регламенты и инструменты ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности бюджетными учреждениями города.
Сегодня в столице действуют 20 централизованных бухгалтерий, которым переданы функции по ведению бухгалтерского учета 1036 госучреждений Москвы. Все они работают по единым правилам с использованием единых форм документов и отчетности, что позволяет не только оперативно управлять огромными массивами данных, но и формировать качественную аналитику для специалистов и руководства как самих учреждений, так и курирующих их деятельность органов власти», - отметила Елена Зяббарова.
Что такое Единая модель централизованного бюджетного (бухгалтерского) учета?
Это специальная методология и современные IT-решения, обеспечивающие качественный учет, формирование отчетности и финансовую дисциплину.
Единая модель позволяет вести учет в органах исполнительной власти и бюджетных учреждениях Москвы по одним и тем же правилам с использованием единого рабочего плана счетов и форм документов.
В ее основе – процессный подход. Эксперты анализируют особенности и описывают алгоритмы учетных бухгалтерских операций бюджетных учреждений в форме технологических карт. Именно они являются основой для формирования методологии централизованного учета и разработки соответствующего программного обеспечения. За время реализации проекта специалистами уже подготовлено и внедрено более 830 технологических карт для отражения бухгалтерских операций в различных отраслях городского хозяйства. Работа в этом направлении продолжается.
В качестве технологической платформы используется Универсальная автоматизированная информационная система (УАИС) «Бюджетный учет» - уникальная информационная экосистема для кадровиков, закупщиков, экономистов, бухгалтеров.
«Создание и дальнейшее развитие УАИС «Бюджетный учёт» позволило автоматизировать методологию, которую разработали специалисты Департамента финансов, и сделать её ещё более эффективной для города. Система построена на принципах «облачных решений»: программное обеспечение располагается в дата-центре и не требует установки на серверы организаций. Она в полной мере учитывает отраслевые особенности деятельности органов исполнительной власти и подведомственных им бюджетных учреждений столицы, обеспечивает высокотехнологичный, современный уровень ведения бухгалтерского учета, быстрый доступ к информации, управление большими данными и, как следствие, повышение прозрачности бюджетного процесса и качественную информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений», — рассказали в Департаменте информационных технологий города Москвы.
ГБУ «Жилищник» районов города Москвы - первые среди равных
Пионерами перехода на Единую модель централизованного бюджетного (бухгалтерского) учета стали ГБУ «Жилищник» районов. В период с 2018 по 2020 год в административных округах Москвы было создано 10 специализированных центров учета (СЦУ). Им были переданы функции бухгалтерий всех 121 ГБУ «Жилищник» районов.
Для проведения унификации учета были сформированы технологические карты и разработаны единые справочники. В соответствии с новой методологией проведена сплошная инвентаризация активов и обязательств.
Одним из первых практических результатов внедрения Единой модели стало создание аналитической подсистемы. С ее помощью практически в режиме онлайн можно формировать массивы данных о финансово-хозяйственной деятельности, кадровой и ресурсной обеспеченности учреждений; осуществлять постоянный внутренний контроль и аудит финансового состояния ГБУ «Жилищник» районов.
«Важным результатом внедрения Единой модели стало повышение качества ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности в ГБУ «Жилищник» районов Москвы: кратно снизилось количество ошибок учета и нарушений регламентных сроков предоставления отчетности. Электронная система документооборота позволила устранить риски утраты первичных бухгалтерских документов. Теперь они хранятся в базе данных и приведены к единым стандартам.
Результаты первого этапа показали высокую функциональность и эффективность Единой модели, перспективность дальнейшего внедрения инструментов централизованного учета в бюджетных учреждениях Москвы», - отметила Елена Зяббарова.
Централизованный учет – в каждое бюджетное учреждение города
В 2021 году начался следующий этап реализации проекта – внедрение Единой модели в органы исполнительной власти и бюджетные учреждения столицы с учетом специфики их деятельности.
Сегодня системой централизованного бухгалтерского учета охвачено 1036 государственных учреждений столицы – более 54% от общего числа. Среди них организации образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спорта, комплекса городского хозяйства.
Централизация позволила значительно увеличить производительность труда бухгалтерских служб: сократить трудозатраты на выполнение рутинных операций и повысить скорость обработки первичных документов. В прошлое ушли бумажные носители с подписями и печатями, ручной ввод данных.
К примеру, до внедрения Единой модели акт списания запасных частей согласовывался комиссией по списанию и направлялся в бухгалтерию на бумажном носителе. Весь процесс занимал 3 рабочих дня. Сегодня время, необходимое для создания акта в электронном виде и отражения его централизованной бухгалтерией в учете, составляет около 3 часов.
Постоянно совершенствуется аналитический модуль системы УАИС «Бюджетный учет». Сейчас он позволяет получать бухгалтерские данные различного уровня – от первичного и отраслевого до общегородского. С его помощью можно получить информацию по 200 различным показателям, характеризующим финансово-хозяйственное состояние бюджетных учреждений столицы.
Аналитический модуль максимально интерактивен и предусматривает современный пользовательский интерфейс отображения наборов взаимосвязанных между собой данных – дашбордов в режиме реального времени. Реализован функционал предварительного и ведомственного финансового контроля.
Большое внимание уделено клиентскому сервису. Для пользователей создан специализированный портал «Централизация бухгалтерского учета», на котором размещаются нормативно-правовая информация, примеры типовых документов, технологические карты процессов ведения централизованного учета. Для оказания оперативной технологической и методологической поддержки работает единая служба сопровождения централизованного учета при Департаменте финансов Москвы.
Главное – кадры…
С развитием проекта растет и потребность в квалифицированных сотрудниках, подготовленных к работе в новом формате. Поэтому отдельным направлением проекта по централизации бухучета стала работа с персоналом.
Увеличивается количество сотрудников централизованных бухгалтерий, проходящих ежегодное обучение на площадке Университета Правительства Москвы в рамках семинаров, организуемых Департаментом финансов и Департаментом информационных технологий. Постоянно совершенствуется программа подготовки. Ее содержание формируется в том числе с учетом результатов тестирования сотрудников централизованных бухгалтерий. Включаются тематические блоки по разбору наиболее проблемных вопросов и ситуаций. Ежегодно обучение проходит более 2 тысяч специалистов.
Отдельное направление повышения квалификации - встречи с экспертами Департамента финансов и Департамента информационных технологий в формате «круглых столов». Участники разбирают распространенные кейсы, связанные с особенностями ведения учета и формирования отчетности, обмениваются практическим опытом работы в единой модели централизованного учета.
Выявить лучших и показать, что профессия бухгалтера сегодня важна для города, призван ежегодный турнир между централизованными бухгалтериями Москвы «Звезды профессии». В 2022 году он вошел в число победителей всероссийского конкурса Минтруда России «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления».
В 2023 году в турнире приняли участие 34 команды, представляющие все централизованные бухгалтерии столицы. Участники демонстрировали свои профессиональные навыки по решению сложных бухгалтерских задач, умение принимать управленческие решения. Победителями стали команды Департамента образования и науки и Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.
В прошлом году Департамент финансов совместно с «Финансовым колледжем № 35» совместно начали реализацию программы подготовки молодых специалистов для работы в столичной системе централизованного бухгалтерского учета. В колледж принято 67 студентов, сформировано 3 группы учащихся. В рамках учебной программы для ребят проводятся открытые уроки и специализированные мастер-классы. Централизованные бухгалтерии города являются площадками для прохождения учебных и производственных практик. Уже в процессе обучения студенты рассматриваются в качестве приоритетных кандидатов для трудоустройства.
2024 год – что дальше?
Реализация проекта по централизации бухгалтерского учета и формированию отчетности в бюджетной сфере продолжается. К концу 2025 года централизованный бухгалтерский учет охватит 1472 бюджетных учреждения столицы, что составляет 77% от их общего числа.
С увеличением количества участников централизованного учета продолжится работа по совершенствованию и расширению функционала системы УАИС «Бюджетный учет». Особое внимание будет уделяться развитию ее аналитического модуля, совершенствованию действующих сервисов ведения бухгалтерского учета с максимальным переводом «в цифру» типовых операций и первичных учетных документов.
Все новости проекта по централизации бухгалтерского (бюджетного) учета в Москвы читайте на портале «Открытый бюджет города Москвы» и в телеграм-канале Департамента финансов Москвы.

Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или