Портал правительства Москвы

Как московские финансисты приближали Победу

07.05.2025

В год 80-летия Великой Победы Департамент финансов Москвы публикует материалы о работе столичных финансистов в годы войны.

Любая война – это не только столкновение армий, но и борьба экономик. Для победы необходимо снабжать фронт всем необходимым, а для этого требуются ресурсы, в том числе финансовые. Найти средства, чтобы обеспечить потребности армии и тыла, не допустить социальных потрясений – задача финансовых работников.

Народный комиссар финансов СССР Арсений Зверев в своей книге «Записки министра» писал: «В период Великой Отечественной войны могучей социалистической державе удалось сохранить за деньгами их роль в гораздо большей мере <…> Поэтому и финансовая служба должна была так же четко и незыблемо, как и прежде, делать свое дело, обеспечивая военные и иные нужды страны. Возросла, по сравнению с мирными днями, общегосударственная ответственность финансовых работников».

Во время войны сотрудники Мосгорфинуправления (так в то время назывался Департамент финансов Москвы) делали все возможное, чтобы Москва не только выстояла против врага, но и поддерживала тех, кто сражался на передовой.

В 1940 году доходы бюджета города превысили 245 млн рублей. В Москве проживали более 4,3 млн человек, работали свыше 15 тыс. предприятий и организаций. С приближением фронта к городу более 8 тыс. из них были эвакуированы, а население столицы к концу 1941 года сократилось вдвое. Оставшиеся предприятия экстренно переводились на производство военной продукции. Чтобы ускорить этот переход, им предоставили льготы по платежам в городскую казну. Доходы города стремительно снижались: в 1942 году в бюджет поступило лишь 119 млн рублей – вдвое меньше, чем до войны.

Чтобы выстоять, Москве требовалось вооружаться, укреплять оборону и поддерживать работу городского хозяйства. Ответственность за обеспечение финансовыми ресурсами легла на столичных финансистов. В самый тяжелый момент Мосгорфинуправление возглавил Виктор Михеев – высококвалифицированный специалист, жесткий и требовательный. По воспоминаниям современников, он обладал крутым нравом, часто был резок с коллегами, отстаивая свою позицию, при этом был профессионалом высочайшего класса.

Под его руководством финансовая система Москвы сохранила устойчивость, а город выстоял и внес огромный вклад в Победу.

 

Финансы прифронтового города

В 1941 году сотрудникам Мосгорфинуправления удалось оперативно перераспределить бюджет в соответствии с военными потребностями. Все невоенные расходы подверглись значительному сокращению: затраты на ЖКХ и благоустройство снизились на треть, на социально-культурные мероприятия – на 20%. К 1942 году эти статьи сократили еще почти вдвое.

Высвободившиеся средства направлялись на оборону. Из бюджета выделялись ресурсы на развертывание военного производства. По приказу Государственного комитета обороны с 4 июля 1941 года в Москве началось формирование народного ополчения. Материальное и транспортное обеспечение дивизий, их размещение и питание осуществлялись за счет городских ресурсов. Город также финансировал строительство оборонительных сооружений – Можайской линии и укреплений в черте столицы. Ответственность за выполнение работ, включая питание и транспорт для строителей, также была возложена на московские власти.

 


Строительство оборонительных сооружений

 

Кроме того, из столичной казны выделялись средства на противовоздушную оборону, пожарную охрану, восстановление разрушенных зданий и помощь подмосковным партизанам.

К 1943 году Москва тратила 60% бюджета на оборону и промышленность, тогда как доля расходов на социальную сферу сократилась до 30%, а на коммунальное хозяйство – до 10%.

 

Фотохроника ТАСС
Убежище на станции метро «Маяковская»

 

Война. Москва. Будни

Несмотря на сокращение расходов на городское хозяйство и социальную сферу, город продолжал жить полноценной жизнью: работали транспорт, коммунальные службы, школы, больницы, театры, магазины и рынки.

Ключевыми проблемами для выживаемости столицы, особенно в первую военную зиму, стали продовольствие и энергия.

Уже в первые дни войны жители города стали скупать товары первой необходимости. Цены на продовольствие на рынках пошли вверх. Чтобы не допустить нехватки основных продуктов и сдержать инфляцию, 17 июля 1941 года в Москве ввели карточную систему. Горожане делились на четыре категории: рабочие, служащие, иждивенцы и дети до 12 лет. Нормы выдачи хлеба составляли: 800 г – рабочим, 600 г – служащим, 400 г – иждивенцам и детям. В период битвы за Москву осенью-зимой 1941 года эти нормы сокращали.

Цены на карточные продукты и товары были заморожены на довоенном уровне. Это позволило обеспечить выживание большей части горожан. Во время войны от трети до половины зарплаты москвичи направляли на уплату налогов, пожертвования в Фонд обороны и Фонд Красной Армии, покупку облигаций государственных займов. Поэтому остававшихся средств в целом хватало на приобретение товаров по карточкам.

А вот на черном рынке продукты стоили очень дорого. Стоимость буханки хлеба могла доходить до 400 рублей при средней зарплате московского квалифицированного рабочего 800 рублей в месяц.

Московские финансисты контролировали цены, пресекали хищения продовольствия и боролись со спекулянтами. Например, в 1942–1943 годах рейды против них пополнили бюджет на 50 млн рублей.

Как воздух была нужна Москве и энергия, необходимая для работы предприятий, обеспечения электричеством и обогрева зданий.

После утраты шахт Донбасса резко обострились проблемы с топливом. Уже осенью 1941 года Мосгорфинуправлением были выделены средства на возобновление добычи угля в Подмосковном угольном бассейне и заготовку дров. В работах приняли участие несколько десятков тысяч горожан. Это позволило хоть и с ограничениями, но обеспечить работу столичных теплоцентралей. Отопление работало с перебоями, но всегда было тепло в детских садах, больницах и поликлиниках. А в 1944 году город выделил средства на строительство теплопровода в Ждановском (Таганском) районе – к системе было подключено 20 домов.

В том же году было принято решение о строительстве первого в СССР магистрального газопровода «Саратов - Москва». Уже в 1946 году мощность турбин московских ТЭЦ превысила довоенную.

 

Продажахлеба
Продажа хлеба по карточкам

 

Как столичные финансисты пополняли городской бюджет?

Финансисты искали любые возможности пополнения городской казны, чтобы помочь фронту и улучшить условия жизни москвичей.

Не обошлось без повышения налогов для населения. В 1941 году появились надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогам, которые в 1942 году заменили на единый военный налог. В конце 1941 года ввели налог на холостяков для одиноких и бездетных граждан.

Важной мерой для столичной финансовой системы стало решение о перечислении всей прибыли городских предприятий и организаций в бюджет. Для финансистов это означало, что если увеличить прибыльность предприятий, то можно получить дополнительные средства на решение важнейших задач.

Сотрудники Мосгорфинуправления активно включились в работу по развитию экономики и увеличению эффективности и объемов производства. Финансисты предложили создать хозрасчетные группы по поиску и сбору вторсырья и его распределению по предприятиям. Переработка отходов позволяла снизить издержки, увеличить количество производимых товаров. Это повышало прибыль.

Большое внимание уделялось развитию кустарного и артельного производства. Сотрудники столичного финансового органа помогали налаживать изготовление различных изделий, искали сырье, направления сбыта продукции. Свечи, обувь, предметы быта – все это требовалось как на фронте, так и в тылу, снижало товарный дефицит и дополнительно поддерживало столичный бюджет.

Искали финансисты и новые производственные возможности. Интересные факты – в Таганском районе били соленые родники. Во время войны из этой воды было налажено производство дефицитной соли – до 15 тонн в сутки. Московский зоопарк выращивал мышей для вакцины против тифа и цыплят. При предприятиях и организациях возникали подсобные хозяйства, которые помогали обеспечивать продовольствием горожан.

В прифронтовой Москве открывались новые предприятия бытового обслуживания и сферы услуг. Вся прибыль от них также направлялась в бюджет.

Городские финансисты занимались инвентаризацией имущества и промышленных запасов для последующей продажи излишков. Только в 1943 году в артелях промкооперации их выявили на сумму 6,4 млн рублей.

Эти системные и масштабные меры дали положительный результат. В 1943 году доходы бюджета выросли до 207 млн рублей, а в 1944 году достигли уровня предвоенного 1940 года. Всего за период 1941-1945 годов в городскую казну поступило более 1 млрд рублей.

 

Навстречу мирной жизни

С отдалением линии фронта от столицы постепенно начинается постепенный переход к мирному укладу жизни. В город возвращаются эвакуированные жители и предприятия, растет потребность в гражданской продукции.

С 1943 года часть бюджета перераспределяется на гражданские нужды. Уровень расходов на образование, здравоохранение, культуру и спорт постепенно возвращается к довоенному. В 1944 году на эти цели было направлено 81 млн рублей. А в 1945 году – уже 100 млн рублей. Это 40% от общего объема расходов.

С мая 1942 года возобновилось строительство метрополитена. За годы войны построено 7 станций.

 

В тяжелейших условиях столичные финансисты ни разу не допустили дефицита городского бюджета. Это обеспечило устойчивость бюджетной системы, позволило городу выжить и победить.

Рассуждая о роли финансистов в борьбе против фашистских захватчиков, нарком финансов СССР Арсений Зверев писал: «Каков же общий итог деятельности советских финансовых органов в военное время? Ответ может быть один: все военные потребности страны были обеспечены необходимыми средствами, а госбюджет СССР уже с 1944 года имел заметное превышение доходов над расходами. За этой короткой фразой — напряженнейший труд всего советского народа, в том числе финансовых работников».

Московские финансисты в годы войны проявили не только высочайший профессионализм и ответственность, но и инициативу и изобретательность. Их работа, основанная на точных расчетах и адаптивном планировании, может считаться образцом эффективного управления госфинансами в критической ситуации. Быстрая перестройка бюджета, мобилизация налогов и контроль за расходами позволили Москве выстоять, сохранив статус экономического сердца страны. Этот опыт позднее лег в основу послевоенных реформ, доказав, что даже в сложнейших условиях финансы являются важнейшим инструментом Победы.

 

Читайте также

Показать еще