07.05.2025
В год 80-летия Великой Победы Департамент финансов Москвы публикует материалы о работе столичных финансистов в годы войны.
Любая война – это не только столкновение армий, но и борьба экономик. Для победы необходимо снабжать фронт всем необходимым, а для этого требуются ресурсы, в том числе финансовые. Найти средства, чтобы обеспечить потребности армии и тыла, не допустить социальных потрясений – задача финансовых работников.
Народный комиссар финансов СССР Арсений Зверев в своей книге «Записки министра» писал: «В период Великой Отечественной войны могучей социалистической державе удалось сохранить за деньгами их роль в гораздо большей мере <…> Поэтому и финансовая служба должна была так же четко и незыблемо, как и прежде, делать свое дело, обеспечивая военные и иные нужды страны. Возросла, по сравнению с мирными днями, общегосударственная ответственность финансовых работников».
Во время войны сотрудники Мосгорфинуправления (так в то время назывался Департамент финансов Москвы) делали все возможное, чтобы Москва не только выстояла против врага, но и поддерживала тех, кто сражался на передовой.
В 1940 году доходы бюджета города превысили 245 млн рублей. В Москве проживали более 4,3 млн человек, работали свыше 15 тыс. предприятий и организаций. С приближением фронта к городу более 8 тыс. из них были эвакуированы, а население столицы к концу 1941 года сократилось вдвое. Оставшиеся предприятия экстренно переводились на производство военной продукции. Чтобы ускорить этот переход, им предоставили льготы по платежам в городскую казну. Доходы города стремительно снижались: в 1942 году в бюджет поступило лишь 119 млн рублей – вдвое меньше, чем до войны.
Чтобы выстоять, Москве требовалось вооружаться, укреплять оборону и поддерживать работу городского хозяйства. Ответственность за обеспечение финансовыми ресурсами легла на столичных финансистов. В самый тяжелый момент Мосгорфинуправление возглавил Виктор Михеев – высококвалифицированный специалист, жесткий и требовательный. По воспоминаниям современников, он обладал крутым нравом, часто был резок с коллегами, отстаивая свою позицию, при этом был профессионалом высочайшего класса.
Под его руководством финансовая система Москвы сохранила устойчивость, а город выстоял и внес огромный вклад в Победу.
Финансы прифронтового города
В 1941 году сотрудникам Мосгорфинуправления удалось оперативно перераспределить бюджет в соответствии с военными потребностями. Все невоенные расходы подверглись значительному сокращению: затраты на ЖКХ и благоустройство снизились на треть, на социально-культурные мероприятия – на 20%. К 1942 году эти статьи сократили еще почти вдвое.
Высвободившиеся средства направлялись на оборону. Из бюджета выделялись ресурсы на развертывание военного производства. По приказу Государственного комитета обороны с 4 июля 1941 года в Москве началось формирование народного ополчения. Материальное и транспортное обеспечение дивизий, их размещение и питание осуществлялись за счет городских ресурсов. Город также финансировал строительство оборонительных сооружений – Можайской линии и укреплений в черте столицы. Ответственность за выполнение работ, включая питание и транспорт для строителей, также была возложена на московские власти.

Строительство оборонительных сооружений
Кроме того, из столичной казны выделялись средства на противовоздушную оборону, пожарную охрану, восстановление разрушенных зданий и помощь подмосковным партизанам.
К 1943 году Москва тратила 60% бюджета на оборону и промышленность, тогда как доля расходов на социальную сферу сократилась до 30%, а на коммунальное хозяйство – до 10%.
Убежище на станции метро «Маяковская»
Война. Москва. Будни
Несмотря на сокращение расходов на городское хозяйство и социальную сферу, город продолжал жить полноценной жизнью: работали транспорт, коммунальные службы, школы, больницы, театры, магазины и рынки.
Ключевыми проблемами для выживаемости столицы, особенно в первую военную зиму, стали продовольствие и энергия.
Уже в первые дни войны жители города стали скупать товары первой необходимости. Цены на продовольствие на рынках пошли вверх. Чтобы не допустить нехватки основных продуктов и сдержать инфляцию, 17 июля 1941 года в Москве ввели карточную систему. Горожане делились на четыре категории: рабочие, служащие, иждивенцы и дети до 12 лет. Нормы выдачи хлеба составляли: 800 г – рабочим, 600 г – служащим, 400 г – иждивенцам и детям. В период битвы за Москву осенью-зимой 1941 года эти нормы сокращали.
Цены на карточные продукты и товары были заморожены на довоенном уровне. Это позволило обеспечить выживание большей части горожан. Во время войны от трети до половины зарплаты москвичи направляли на уплату налогов, пожертвования в Фонд обороны и Фонд Красной Армии, покупку облигаций государственных займов. Поэтому остававшихся средств в целом хватало на приобретение товаров по карточкам.
А вот на черном рынке продукты стоили очень дорого. Стоимость буханки хлеба могла доходить до 400 рублей при средней зарплате московского квалифицированного рабочего 800 рублей в месяц.
Московские финансисты контролировали цены, пресекали хищения продовольствия и боролись со спекулянтами. Например, в 1942–1943 годах рейды против них пополнили бюджет на 50 млн рублей.
Как воздух была нужна Москве и энергия, необходимая для работы предприятий, обеспечения электричеством и обогрева зданий.
После утраты шахт Донбасса резко обострились проблемы с топливом. Уже осенью 1941 года Мосгорфинуправлением были выделены средства на возобновление добычи угля в Подмосковном угольном бассейне и заготовку дров. В работах приняли участие несколько десятков тысяч горожан. Это позволило хоть и с ограничениями, но обеспечить работу столичных теплоцентралей. Отопление работало с перебоями, но всегда было тепло в детских садах, больницах и поликлиниках. А в 1944 году город выделил средства на строительство теплопровода в Ждановском (Таганском) районе – к системе было подключено 20 домов.
В том же году было принято решение о строительстве первого в СССР магистрального газопровода «Саратов - Москва». Уже в 1946 году мощность турбин московских ТЭЦ превысила довоенную.
Продажа хлеба по карточкам
Как столичные финансисты пополняли городской бюджет?
Финансисты искали любые возможности пополнения городской казны, чтобы помочь фронту и улучшить условия жизни москвичей.
Не обошлось без повышения налогов для населения. В 1941 году появились надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогам, которые в 1942 году заменили на единый военный налог. В конце 1941 года ввели налог на холостяков для одиноких и бездетных граждан.
Важной мерой для столичной финансовой системы стало решение о перечислении всей прибыли городских предприятий и организаций в бюджет. Для финансистов это означало, что если увеличить прибыльность предприятий, то можно получить дополнительные средства на решение важнейших задач.
Сотрудники Мосгорфинуправления активно включились в работу по развитию экономики и увеличению эффективности и объемов производства. Финансисты предложили создать хозрасчетные группы по поиску и сбору вторсырья и его распределению по предприятиям. Переработка отходов позволяла снизить издержки, увеличить количество производимых товаров. Это повышало прибыль.
Большое внимание уделялось развитию кустарного и артельного производства. Сотрудники столичного финансового органа помогали налаживать изготовление различных изделий, искали сырье, направления сбыта продукции. Свечи, обувь, предметы быта – все это требовалось как на фронте, так и в тылу, снижало товарный дефицит и дополнительно поддерживало столичный бюджет.
Искали финансисты и новые производственные возможности. Интересные факты – в Таганском районе били соленые родники. Во время войны из этой воды было налажено производство дефицитной соли – до 15 тонн в сутки. Московский зоопарк выращивал мышей для вакцины против тифа и цыплят. При предприятиях и организациях возникали подсобные хозяйства, которые помогали обеспечивать продовольствием горожан.
В прифронтовой Москве открывались новые предприятия бытового обслуживания и сферы услуг. Вся прибыль от них также направлялась в бюджет.
Городские финансисты занимались инвентаризацией имущества и промышленных запасов для последующей продажи излишков. Только в 1943 году в артелях промкооперации их выявили на сумму 6,4 млн рублей.
Эти системные и масштабные меры дали положительный результат. В 1943 году доходы бюджета выросли до 207 млн рублей, а в 1944 году достигли уровня предвоенного 1940 года. Всего за период 1941-1945 годов в городскую казну поступило более 1 млрд рублей.
Навстречу мирной жизни
С отдалением линии фронта от столицы постепенно начинается постепенный переход к мирному укладу жизни. В город возвращаются эвакуированные жители и предприятия, растет потребность в гражданской продукции.
С 1943 года часть бюджета перераспределяется на гражданские нужды. Уровень расходов на образование, здравоохранение, культуру и спорт постепенно возвращается к довоенному. В 1944 году на эти цели было направлено 81 млн рублей. А в 1945 году – уже 100 млн рублей. Это 40% от общего объема расходов.
С мая 1942 года возобновилось строительство метрополитена. За годы войны построено 7 станций.
В тяжелейших условиях столичные финансисты ни разу не допустили дефицита городского бюджета. Это обеспечило устойчивость бюджетной системы, позволило городу выжить и победить.
Рассуждая о роли финансистов в борьбе против фашистских захватчиков, нарком финансов СССР Арсений Зверев писал: «Каков же общий итог деятельности советских финансовых органов в военное время? Ответ может быть один: все военные потребности страны были обеспечены необходимыми средствами, а госбюджет СССР уже с 1944 года имел заметное превышение доходов над расходами. За этой короткой фразой — напряженнейший труд всего советского народа, в том числе финансовых работников».
Московские финансисты в годы войны проявили не только высочайший профессионализм и ответственность, но и инициативу и изобретательность. Их работа, основанная на точных расчетах и адаптивном планировании, может считаться образцом эффективного управления госфинансами в критической ситуации. Быстрая перестройка бюджета, мобилизация налогов и контроль за расходами позволили Москве выстоять, сохранив статус экономического сердца страны. Этот опыт позднее лег в основу послевоенных реформ, доказав, что даже в сложнейших условиях финансы являются важнейшим инструментом Победы.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или