24.10.2025
Высокая оценка отражает устойчивость экономики города, сбалансированность бюджета и низкую долговую нагрузку.
АО «Эксперт-РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Москве на уровне «ruААА». Прогноз – «стабильный».
«В очередной раз агентством «Эксперт-РА» Москве присвоен наивысший кредитный рейтинг по национальной шкале. Эта оценка служит еще одним независимым подтверждением качества финансовой политики города.
В ближайшие три года прогнозируем устойчивый рост экономики города и последовательное увеличение доходов бюджета по всем основным источникам. Диверсифицированная доходная база, высокий уровень бюджетной автономии и низкая долговая нагрузка позволяют Москве надежно выполнять все обязательства, уверенно финансировать городские программы и привлекать инвестиции. Будут обеспечены всесторонняя социальная поддержка горожан, продолжение реализации масштабных инфраструктурных проектов в образовании, здравоохранении, культуре и спорте, модернизация транспортной системы и комплексное развитие городских районов», – отметила министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Елена Зяббарова.
Оценка кредитного рейтинга столицы производилась по следующим блокам:
- развитие экономики региона;
- демография и рынок труда;
- инвестиционный климат;
- сбалансированность бюджета;
- долговая нагрузка.
Эксперты агентства подчеркнули, что столица – регион с высоким уровнем развития экономики. ВРП Москвы составляет 20 процентов от общего ВРП субъектов РФ. В 2024 году он достиг 37,7 трлн рублей, что на 5,5 процента выше, чем в 2023 году. В текущем году рост ВРП продолжается. За январь-август 2025 года промышленное производство увеличилось на 4,8 процента, оборот розничной торговли на 0,5 процента, объем платных услуг населению на 1,8 процента, объем строительных работ на 11,9 процента.
Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывают также развитый рынок труда с низким показателем уровня безработицы и высокая инвестиционная активность. В 2024 году объем инвестиций в основной капитал в Москве достиг 8,1 трлн рублей, увеличившись по сравнению с 2023 годом на 4,4 процента. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал к общему объему ВРП достигло 22 процентов.
В АО «Эксперт-РА» отметили, что городской бюджет характеризуется сбалансированностью и автономностью. Налоговые и неналоговые доходы Москвы в 2024 году составили 98,2 процента от всех доходов бюджета, а по итогам 2025 года планируется, что этот показатель возрастет до 98,7 процента.
Развитая экономика мегаполиса формирует высокодиверсифицированную налоговую базу: на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходится только 7,7 процента налоговых доходов столичного бюджета. В условиях внешних шоков и ограничений это выступает важным фактором устойчивости городских финансов и оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку.
Расходная часть бюджета столицы характеризуется сбалансированной структурой затрат. В 2024 году совокупная величина расходов достигла 5,2 трлн рублей, из которых половина – социальные. Также Москва за счет собственных средств в полном объеме финансирует капитальные расходы на развитие и модернизацию социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры и повышение качества городской среды.
По итогам 2024 года бюджет столицы сведен с дефицитом в 23 млрд рублей или 0,5 процента от объема налоговых и неналоговых доходов. Низкий уровень показателя свидетельствует о высокой степени сбалансированности городской казны.
Эксперты агентства отметили и низкую долговую нагрузку Москвы. За 2024 год объем госдолга снизился почти на 15 процентов до 167,5 млрд рублей. По состоянию на 1 января 2025 года долговая нагрузка и расходы на обслуживание долга составили 3,3 процента и 0,2 процента соответственно. В совокупности это оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Столица располагает достаточным объемом средств для покрытия возможных временных кассовых разрывов и краткосрочных долговых обязательств.
Более подробно о бюджетной политике Москвы читайте в телеграм-канале Департамента финансов Москвы «Открытый бюджет Москвы» и на портале «Открытый бюджет города Москвы».
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или