Портал правительства Москвы

«В ряду имеющих лабазы и угодья». Налоговое дело Владимира Маяковского

11.04.2019

Департамент финансов города Москвы продолжает серию публикаций об истории финансовых органов столицы. Сегодня мы расскажем о налоговом деле известного поэта Владимира Маяковского, о том, как его взаимоотношения с Мосфинотделом нашли отражение в его творчестве.

В годы НЭПа инспекторы Мосфинотдела тщательно контролировали достоверность предоставляемых сведений в налоговых декларациях граждан и своевременность уплаты подоходного налога. Отстаивал свои права перед фининспекторами и Владимир Маяковский. Многолетняя переписка с сотрудниками столичных финансовых органов вдохновили поэта на создание одного из самых известных произведений «Разговор с фининспектором о поэзии».

Владимир Маяковский написал стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» в 1926 году, и оно во многом основано на реальных событиях: в течение нескольких лет, с 1923 по 1930 годы, В. Маяковский вел переписку с Мосфинотделом о правомерности исчисления и уплаты подоходного налога. Сегодня заявления поэта и ответы на них Мосфинотдела, а также декларации о доходах, справки о гонорарах, квитанции, повестки, платежные книжки хранятся в Государственном музее В.В. Маяковского и носят условное название «Налоговое дело».

Интересный факт: Подоходный налог был введен декретом ВЦИК и Совнаркомом РСФСР от 16 ноября 1922 года. В основу его исчисления и уплаты был положен классовый подход: плательщики налога делились на три категории – рабочие, служащие и государственные пенсионеры («А»); лица, получающие доход от труда не по найму («Б»); лица с нетрудовыми доходами («В»). Основную налоговую нагрузку несли категории «Б» и «В». Писатели относились к «лицам свободных профессий» и входили в категорию «Б», наряду с кустарями, извозчиками, коммивояжерами. Подоходный налог с категорий «Б» и «В» взыскивали по многоразрядной ступенчатой шкале. Эти плательщики обязаны были каждые полгода подавать декларацию о доходах за истекший период. Фининспекция также имела право сама собирать сведения о доходах и уровне жизни плательщика.

Лирический герой «Разговора с фининспектором…» утверждает, что финансовые инспекторы причислили его к «ряду имеющих лабазы и угодья». Однако это не совсем верно, так как писатели были отнесены к категории «Б», а имеющие «лабазы» относились к категории «В» - «лица, получающие доход от владений промышленными и торговыми предприятиями, строениями, капиталами от арендования имущества и от других нетрудовых источников доходов».

Отстаивая право на отнесение лиц, занимающихся поэтической деятельностью, к категории трудящихся («А»), он заявляет, что «Я по праву требую пядь в ряду беднейших рабочих и крестьян». Ставки для рабочих, служащих и государственных пенсионеров были гораздо ниже, чем для других плательщиков. Если у них имелся подсобный заработок от «какой-либо свободной профессии», он не облагался дополнительно налогом. Пролетарии, получавшие менее 75 рублей в месяц, а также лица с нестабильными заработками от налога освобождались.

Интересный факт: сразу после написания стихотворение было выпущено отдельным изданием в Тифлисе (ныне Тбилиси). Оформил книгу известный художник Александр Родченко. Для обложки в образе фининспектора снялся советский дипломат Федор Раскольников.

Осенью 1923 года, вернувшись из поездки по Германии, В. Маяковский узнал, что ему полагается уплатить 131 рубль 15 копеек золотом недоимки, а также накопившуюся пеню. 31 декабря поэт направил жалобу в Мосфинотдел:

«Так как я находился с 6.08.23г. в заграничной командировке, я не получал никаких извещений о налоге и поэтому никаких недоимок и пени с меня не может быть. Я также не понимаю, как и откуда выведена сумма 131р.25к., т.к. мною получено через домком извещение о внесении 1.01.24г. налога в размере 22р 50к. за тот же срок «апрель - сентябрь». Прошу пересмотреть вопрос».

Документ «Сведения о доходе и стоимости имущества» сперва определил облагаемый заработок В. Маяковского в 1875 рублей золотом. При этом использовались показания соседей по квартире: «Живет широко, постоянный покупатель б[ывшего] магаз[ина] Елисеева».

В свою очередь, В. Маяковский стал доказывать, что заработал гораздо меньше. 2 января 1924 года губернская налоговая комиссия отклонила его жалобу. Однако, 31 января рассмотрела ее вновь и постановила брать налог только с 1250 рублей – 56 рублей 25 копеек.

28 февраля 1924 года участковая комиссия на основе декларации и других сведений определила облагаемый доход поэта за второе полугодие 1923 года в 3 тысячи рублей. 25 марта В. Маяковский направил в Мосфинотдел просьбу снизить ему доход до 1200 рублей, так как из шести месяцев облагаемого периода, он четыре провел за границей. Через два дня губернская комиссия, учитывая аргументы поэта, согласилась понизить сумму, но не на 60 процентов, как хотел Маяковский, а вдвое, до полутора тысяч рублей.

В. Маяковский снова одержал победу, хотя и неполную. Но основные разногласия поэта с московскими финансистами - еще впереди.

В следующих публикациях мы продолжим рассказывать о налоговом деле Владимира Маяковского.

Читайте также

Показать еще