29.05.2019
Отказ от Новой экономической политики и курс на индустриализацию и коллективизацию значительным образом повлиял на структуру московских финансов, экономику и облик города. В сегодняшней публикации мы расскажем о периоде 1930-х годов в истории развития московских финансовых органов.
Переход к плановой экономике и пятилетним периодам планирования в народном хозяйстве привели к существенным изменениям в финансовой системе страны. В 1930 году в стране была проведена налоговая реформа. С ликвидацией частного сектора утратила свое значение сложная система прямого налогообложения. Основным налогом становится налог с оборота, а взимание платежей происходит централизованно. Местные органы оказались в стороне от сбора налогов и, соответственно, лишались стимулов. Однако, уже в 1931 году, увидев очевидные минусы от сложившейся ситуации, власти решились на изменения. Местный бюджет стал получать процент от платежей по налогу с оборота предприятий.
Таким образом, после эпохи НЭПа налоговая и неналоговая составляющие в доходной части бюджета Москвы фактически поменялись местами. Большая часть поступлений приходилась на налог с оборота московских предприятий, нетоварных операций, подоходного налога и госпошлины. К примеру, в 1937 году 30% доходов городского бюджета обеспечил налог с оборота, чуть менее трети давали доходы от предприятий местного подчинения – торговых, промышленных и коммунальных.
В 1931 году произошло еще несколько важных изменений. Во-первых, теперь бюджетный год начинался с 1 января, а не с 1 октября, как раньше. Во-вторых, Москва становится самостоятельной административно-территориальной единицей, и ее бюджет теперь формируется отдельно от бюджета Московской области.
Для Москвы период первой и второй пятилеток – это время грандиозных изменений. В 1931 году начинается масштабная работа над «Генеральным планом реконструкции Москвы», который был утвержден в июне 1935 года. Главной целью плана было формирование на месте стихийной городской застройки единого архитектурного комплекса. Его идейным стержнем должен быть стать Дворец Советов.
По подсчетам экономистов население города должно было достигнуть 5 миллионов человек, поэтому по генплану территория города увеличивалась до 60 тысяч гектаров.
Помимо перестройки центральной части города, план предусматривал серьезные вложения в модернизацию городской инфраструктуры. Несмотря на строительство метрополитена, наибольшая часть городских расходов на транспорт шла на расширение трамвайной сети – во второй половине 1930-х годов этот вид транспорта продолжает оставаться самым востребованным в городе. Например, в 1937 году на метро было перевезено 155 миллионов человек, а на трамвае 1,5 миллиарда.
Одним из заметных достижений в реализации генплана стало расширение городского водопровода и канализации. К 1937 году 80% московских домов были присоединены к этой сети.
Еще одной «стройкой века» того времени можно назвать сооружение канала «Москва – Волга». Финансирование его строительства осуществлялось в том числе из городского бюджета. Канал окончательно решил проблему питьевого водоснабжения Москвы, но из-за его появления значительно повысился уровень Москвы-реки и возникла необходимость строительства 9 новых мостов. Их возведение на 80% также было профинансировано из городского бюджета.
Масштабное строительство, развитие жилищно-коммунального хозяйства и городской инфраструктуры – нагрузка на бюджет Москвы была колоссальной. Но город справлялся с ней самостоятельно. С 1931 по 1937 год доходы бюджета Москвы увеличились в 8 раз, при этом хозяйственные расходы увеличились в 4 раза, а расходы на социальные нужды - в 20 раз.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или