12.07.2019
В Центральном государственном архиве Москвы хранится большое количество исторических материалов о Департаменте финансов, в том числе стенограммы совещаний городских финансистов 1930-1960 гг. Записи выступлений участников сегодня выглядят как «фотографические снимки», из которых можно узнать о малоизвестных фактах в работе Мосгорфинуправления, развитии советской экономики. В сегодняшней публикации из истории московских городских финансовых органов мы рассказываем о событиях 1948 года.
В 1948 году продолжается процесс активного восстановления городского хозяйства, в стране проведена денежная реформа и отменены продовольственные карточки. Создан ГОССНАБ СССР, призванный регулировать оптовую торговлю между предприятиями, определять потребности в производстве и распределении товаров и сырья в экономике. Деятельность ГОССНАБА оказала значительное влияние на функционирование советской плановой экономики, в том числе и на финансовую сферу.
Государство увеличивало расходы на строительство новых предприятий, жилья, проведение научных исследований и перевооружение армии. Закономерно, что для московских финансистов того времени задача по мобилизации доходов в городской бюджет являлась приоритетом. Сотрудники финансовых органов выступали не только контролерами, но и зачастую выполняли функции «бизнес-администраторов», предлагая идеи по увеличению оборота предприятий, следовательно, и отчислений в городской бюджет. Например, финансовый инспектор Куйбышевского района города Москвы по фамилии Гладман предложила артели «Красный коробочник» выпускать, помимо основной продукции, рамки для календарей и фотографий, а местная артель металлоизделий по ее же инициативе организовала выпуск велосипедных деталей. Начальник отдела государственных доходов Ярослав Свидерский сообщил, что артель «Спорткультпром» готова вдвое увеличить выпуск бельевой резинки, если будут организованы дополнительные поставки отходов каучука с завода «Красный богатырь», который по счастливому стечению обстоятельств находился в том же районе.
В целом деятельность артелей, как вида предпринимательства, поддерживалась государством, так как они достаточно гибко реагировали на нужды рынка. В свою очередь, создание благоприятных условий для развития артелей оказывало положительное влияние на динамику доходов городского бюджета и помогало обеспечить выполнение плановых показателей, утвержденных руководством страны.
Учитывая значение московской экономики для страны в целом, работе московских финансистов уделялось повышенное внимание. Часто в совещаниях Мосгорфинуправления принимали участие не только представители города, но и министры финансов РСФСР и Советского Союза, отраслевые руководители, высший менеджмент банков, страховой инспекции и т.п.
Интересный факт: Министр финансов РСФСР Арсений Сафронов, который в свое время руководил Мосгорфинуправлением (https://budget.mos.ru/news05062019), на совещании 31 мая 1948 года приводит следующие данные: «По налогу с оборота план Москвы составляет 14% от всего общесоюзного плана. Если финорганы Москвы хоть немного недовыполняют план по государственным доходам, то образуется такой прорыв, какой не в состоянии перекрыть ни Рязанская, ни другая область. Роль бюджета Москвы равняется 5% от всего объема государственного бюджета страны».
Материалы Центрального государственного архива Москвы свидетельствуют о том, что одно из самых важных совещаний состоялось 31 мая 1948 года. На повестке дня значился вопрос о принятии мер по повышению собираемости налогов в городской бюджет. Заканчивался второй квартал года, а план по налогу с оборота предприятий был выполнен всего на 47,5%, по налогам и сборам в целом – на 38,6%. В связи с этим участвовавший в совещании министр финансов РСФСР Арсений Сафронов призвал работников Мосгорфинуправления активнее заниматься поиском новых возможностей для выполнения плана по доходам московского бюджета, отметив, что для финансистов Москвы созданы все необходимые условия для работы.
О том, какие меры были предложены московскими финансистами для повышения эффективности работы Мосгорфинуправления и совершенствования финансовой системы города на совещании 31 мая 1948 года, мы расскажем в нашей следующей публикации.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или