18.07.2019
Мы продолжаем рассказ о послевоенной эпохе в истории развития московских городских финансовых органов и публикуем отрывки из стенограммы важного совещания в Мосгорфинуправлении 31 мая 1948 года.
Напомним, что в предыдущей публикации мы писали о том, какие задачи руководство страны поставило перед московскими финансистами в 1948 году. Для обсуждения их исполнения 31 мая было созвано большое совещание с участием министра финансов РСФСР Арсения Сафронова, руководителей Исполкома Моссовета, представителей Государственного Банка, страховых организаций, предприятий городского хозяйства.
В своем выступлении Арсений Сафронов призвал сотрудников Мосгорфинуправления активнее заниматься вопросами пополнения доходной части городского бюджета. В ответ на совещании звучали конкретные предложения по решению поставленной задачи. Из стенограммы становится ясно, что деятельность Мосгорфинуправления в те годы не ограничивалась сугубо финансовыми вопросами, она затрагивала самые разнообразные сферы развития городского хозяйства.
Участники встречи озвучивали предложения как по повышению доходов и эффективности работы самого городского финансового управления, так и по снижению расходов. Например, заведующий Центральной сберегательной кассы Щербаковского района товарищ Мац предложил организовать односменный режим работы всех сберкасс: «Я считаю совершенно нецелесообразным, когда десятки сберкасс открываются в 6 утра и закрываются в 10 часов вечера, многие работают по 11 часов… Было бы более целесообразно, чтобы одни открывались в 8 утра и работали до 5, другие – открывались в 12 и работали до 9 вечера».
Старший инспектор Москворецкого отделения Госбанка товарищ Кабакова на совещании подняла вопрос обеспеченности московских финансистов служебным транспортом для инкассации: «Для инкассаторского пункта нашего района было выделено 3 машины с базы таксомоторного парка №5… Необходимо иметь постоянных проверенных высококвалифицированных шоферов. Кроме того, машины не должны быть похожи на машины таксомоторов со счетчиками на виду. Бывают случаи, когда частные граждане подходят к этим машинам, ожидающим инкассатора около торговой точки, открывают дверцы в надежде получить услуги таксомотора, что может оказаться неполезным для сохранности денег».
Еще одним из важных вопросов послевоенного времени стало преодоление кадрового голода. Заведующий Красногвардейским райфинотделом Степан Кулик обратил внимание собравшихся на то, что катастрофически не хватает людей с высшим профессиональным образованием: «Можете ли вы пустить с улицы человека на производство, чтобы он работал на агрегате? Не можете. Заведующий райфинотделом часто вынужден коренным образом переделывать материал, полученный от работника, так как он недостаточно экономически обоснованный… Нам нужны грамотные работники, причем грамотные не только по финансовым вопросам, но они должны быть и грамотны политически, чтобы мы имели хотя бы 30% работников, теоретически подготовленных».
Но все же в центре внимания участников встречи было обсуждение мер, связанных с выполнением плановых показателей городского бюджета 1948 года. Так, начальник отдела доходов Мосгорфинуправления Ярослав Свидерский указывал, что контроль за поступлением сумм уже предусмотренных планом, осуществляется неэффективно, приводя в пример ситуацию с заводом фруктовых вод и холодильником № 4 Железнодорожного района: «Завод выполняет план на 26% по напиткам и вовсе не выпускает брагу, которая предусмотрена планом. В связи с этим он недодал 1 млн руб. налога с оборота, хотя в торговой сети очень мало браги и других напитков… Холодильник № 4 имеет 49 торговых точек по продаже мороженого вместо 80, из-за этого он затоварился мороженым и недодал 1300 тыс. рублей. Финансовый отдел не принял мер к тому, чтобы эти заводы организовали сбыт своей продукции». Комментируя данное выступление, первый заместитель председателя Исполкома Моссовета Тимофей Селиванов сокрушенно отмечал, что «в центре города мороженого нет. До кольца «Б», а также за кольцом мороженого также нет».
Начальник управления предприятий коммунального обслуживания Моссовета Василий Турыгин в свою очередь подчеркивал, что Мосгорфинуправление зачастую не учитывает специфику деятельности предприятий возглавляемого им комплекса: «Я должен заявить в адрес товарища Михеева (руководителя Мосгорфинуправления в 1948 году). Выполнение плана зависит от посещаемости бань, а с этим вопросом не всегда одинаково получается. Иногда нет посещаемости, а Мосгорфинуправление снимает с нашего счета все, что полагается. И наши предприятия встают перед вопросом - на что им купить уголь, шайки, парфюмерию, которая дает прибыль. Моссовет обязал нас иметь в банях мыло. Пока у нас есть деньги, мы это мыло имеем, а когда снимают средства, мы его выкупить не можем. Вы, товарищ Михеев, должны помнить пословицу: «Копейка рубль бережет…».
Задержки поступления доходов в городской бюджет возникали и из-за бюрократических проволочек. Так, заведующая Молотовским райфинотделом Галина Лесникова в своем выступлении обращала внимание на тот факт, что: «артель им. XXX-летия Моссовета имела 16 случаев просрочки уплаты налога с оборота. Она затоварилась валеной обувью, но Мосгоркоопинсоюз задерживает выдачу нарядов на реализацию продукции. Артель «Красное Знамя» на каждую платежную дату оставляет недоимку из-за недостатка оборотных средств, а Союз вместо того, чтобы дать артели возможность нормально работать, выдает ей наряды на сырье только во второй половине месяца…».
Перед финансистами Москвы также стояла задача расширения налогооблагаемой базы за счет налогообложения самозанятых. Налоговый сектор постоянно занимался изучением деятельности как частников, так и артелей. Выявлялись факты того, что частники используют вывески мастерских в целях личного заработка. В связи с этим начальник налогового отдела товарищ Хандриков отметил недостаточный учет граждан отраслевыми органами исполнительной власти, прежде всего здравотделом и отделом просвещения. Проверки показывали значительное превышение числа реально частнопрактикующих врачей и преподавателей над числом официально зарегистрированных и поставленных на налоговый учет.
Послевоенные изменения в жизни москвичей постепенно приводили и к возникновению совершенно новых вопросов, требующих оперативного решения, поиску новых подходов. Например, на совещании впервые рассматривается вопрос появления в городе частного извоза. По данным автоинспекции в 1948 году Москве зарегистрировано свыше 3000 граждан, владеющих личным автомобилем: «Однако граждане из этой категории начинают заниматься частным прокатом, и этот источник дохода превратили в свой промысел. Только за апрель и май 1948 года ГАИ сообщила о 15 владельцах машин, использующих их для личной наживы без регистрации в райфо», - отмечал Хандриков.
Несмотря на наличие множества вопросов, московские финансисты продолжали успешно выполнять задачи, поставленные перед ними руководством города и страны. Через несколько лет они будут вынуждены снова менять подходы в работе в соответствии с реалиями. С середины 1950-х годов страна начнет двигаться в новом направлении, изменения затронут и отрасль государственных финансов: налоги с частников будут практически отменены, а расходы на социальную сферу значительно увеличатся. Об этом мы расскажем в наших следующих публикациях.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или