19.11.2020
Утверждены основные параметры проекта бюджета: доходы, расходы, дефицит, программы государственных внутренних и внешних заимствований и государственных гарантий, источники формирования бюджетов муниципальных образований.
Проект бюджета представлен министром Правительства Москвы, руководителем Департамента финансов Еленой Зяббаровой, которая подчеркнула, что законопроект сформирован на основе прогноза социально-экономического развития Москвы на среднесрочный период. Прогноз предполагает стабилизацию и постепенное восстановление экономической активности.
«Представленный к рассмотрению проект бюджета обеспечивает приоритетность социальных расходов, безусловное выполнение принятых городом обязательств, значительный рост расходов на здравоохранение и предусматривает средства на развитие города при сохранении устойчивости городской бюджетной системы», - отметила руководитель Департамента финансов.
Доходы бюджета города Москвы в 2021 году планируются в размере 2 трлн 642,7 млрд рублей, что на 6,5% больше ожидаемой оценки 2020 года. По мере восстановления городской экономики планируется увеличение темпа роста доходной части бюджета, в 2022-2023 годах они составят более 9%. Соответственно, в 2022 году доходы бюджета Москвы составят 2 трлн 895,0 млрд рублей, в 2023-м - 3 трлн 161,3 млрд рублей.
Более 45% в структуре доходов бюджета Москвы занимает налог на доходы физических лиц. Объемы поступлений НДФЛ зависят от фонда оплаты труда, который в городе ежегодно растет за счет создания новых рабочих мест, легализации рынка труда и повышения уровня заработной платы.
При реализации пакетов мер поддержки бизнеса Правительством Москвы особый акцент был сделан на сохранении занятости. Уже в июне текущего года начался процесс восстановления занятости и фонда оплаты труда городских организаций. Предполагается, что поступления от НДФЛ в городской бюджет по итогам 2020 года на 8,7% превысят показатели 2019 года. С учетом прогноза положительной динамики заработной платы в городе и увеличения количества занятых в экономике темп роста поступлений по НДФЛ в 2021 прогнозируется на уровне 7,4 %, в 2022-2023 годах - более 8 %.
Налог на прибыль организаций формирует около трети доходной части бюджета Москвы. В текущем году в связи с пандемией коронавирусной инфекции и введением ограничительных мер ожидается, что поступления по данному налогу будут на 23% меньше запланированного в бюджете объема.
Благодаря высокой степени отраслевой диверсификации городской экономики, снижение поступлений по наиболее пострадавшим сферам деятельности частично компенсировано ростом поступлений от организаций обрабатывающей промышленности, научно-исследовательской деятельности, информационных технологий, связи и других отраслей.
С учетом прогнозируемого постепенного восстановления экономической активности и влияния налоговых новаций, рост поступлений налога на прибыль составит 5,3% в 2021 году, 12,8% в 2022 году и 13,3% в 2023 году.
Расходы бюджета на 2021 год запланированы в объеме 3 трлн 152,8 млрд рублей - на уровне показателей бюджета на 2020 год. В 2022 году объем расходной части бюджета предполагается в размере 3 трлн 235,6 млрд рублей, в 2023 году - 3 трлн 344,7 млрд рублей.
Бюджет города Москвы формируется по программному принципу. В 2021 году 93% всех расходов будет направлено на реализацию 13 государственных программ.
Ключевым приоритетом бюджетной политики Правительства Москвы является первоочередное финансовое обеспечение социальных расходов и расходов на человеческий капитал. Доля социальных расходов в 2021 году увеличивается до 56%. В абсолютном значении это 1,8 трлн рублей, а с учетом средств фонда ОМС – 2,1 трлн рублей.
«Опережающими темпами увеличивается финансирование всех социальных программ: «Столичное здравоохранение» - на 11,8%, «Социальная поддержка жителей» - 5,0%, «Столичное образование» - 2,6%. Это значения темпов роста к уровню бюджета текущего года. Но и бюджет на 2020 год был утвержден с существенным ростом расходов именно по данным социальным программам. В бюджете на текущий год расходы по программе «Столичное здравоохранение» были увеличены более чем на 30%, по программе «Столичное образование» – на 26%, по программе «Социальная поддержка жителей Москвы» более чем на 19,3% к уровню 2019 года.
Таким образом, в совокупности за два года расходы на здравоохранение увеличиваются в 1,5 раза, на образование – на треть, на социальную поддержку жителей - более чем на четверть», - подчеркнула Елена Зяббарова.
На финансирование Государственной программы города Москвы «Столичное здравоохранение» в 2021 году предлагается направить 447,1 млрд рублей. С учетом средств фонда обязательного медицинского страхования - более 740 млрд рублей. Это самая крупная среди всех государственных программ города.
На оказание мер социальной поддержки жителей Москвы в бюджете на 2021 год предусмотрено 529,4 млрд рублей. По сравнению с текущим годом расходы увеличиваются на 6,0%. Это позволит провести индексацию пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и гражданам старшего поколения, инвалидам на 3,7%, сохранить все виды льгот, предоставляемых в натуральной форме.
Проект бюджета также предусматривает увеличение фондов оплаты труда учреждений бюджетной сферы, что позволит повысить заработную плату педагогических, медицинских, социальных работников, персонала учреждений культуры, научных сотрудников и иных категорий работников на 3,7%.
Сохраняются все компенсационные выплаты и надбавки педагогам, врачам и другим медицинским работникам за выполнение определенных профессиональных задач.
Продолжится программа комплексной модернизации столичных поликлиник, образовательных и культурных учреждений, центров социального обслуживания. На развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы, в том числе на проведение ремонтов и переоснащение современным оборудованием в 2021 году планируется направить 171,5 млрд рублей.
В расходах бюджета предусмотрены средства на финансирование бюджета развития. Более 19 процентов расходов бюджета предлагается направить на финансирование Адресной инвестиционной программы.
Приоритетным направлением бюджетных инвестиций остается транспортная система города и развитие социальной инфраструктуры. Планируется завершить строительство Большой кольцевой линии, продолжить работы по строительству автомобильных дорог и развязок, включая Хордовое кольцо, построить и реконструировать порядка 230 новых социальных объектов. Среди них 90 детских садов, школ и пристроек к ним, 30 поликлиник, 18 больничных корпусов, 6 подстанций скорой медицинской помощи, 4 объекта социальной поддержки населения, 21 объект культуры.
Дефицит бюджета составит в 2021 году – 510,0 млрд рублей, в 2022 году - 340,6 млрд рублей и 183,4 млрд рублей в 2023 году. Для финансирования дефицита программой внутренних государственных заимствований предусмотрена возможность выпуска государственных облигаций города Москвы. В 2021 год объем заимствований запланирован в объеме 396 млрд рублей, далее он будет снижаться.
Осуществление займов не нарушит устойчивость бюджета города. Москва, как и прежде, будет относиться к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
В предстоящей трехлетке не планируется предоставление государственных гарантий. Перечень источников формирования доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований сформирован по типам внутригородских муниципальных образований и в целом соответствует перечню источников, установленному на 2020 год.
Председатель комиссии по экономической и социальной политике Московской городской Думы Людмила Гусева отметила, что проект бюджета города Москвы на 2021 год и плановый период в установленном порядке был рассмотрен на отраслевых комиссиях городской Думы. Согласно заключению профильной комиссии по экономической и социальной политике, проект может быть рекомендован к принятию в первом чтении: «Законопроект о бюджете является проработанным и сбалансированным документом, который предусматривает финансирование комплекса мер, необходимых для достижения национальных целей, обозначенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Проект бюджета носит социальный, программный и инвестиционный характер».
Председатель Контрольно-Счетной палаты города Москвы Виктор Двуреченских озвучил заключение палаты на законопроект, почеркнув, что «проект бюджета сформирован с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Москвы, прогноза социально-экономического развития города, паспортов государственных программ и региональных проектов и соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Размер дефицита бюджета запланирован в соответствии с действующими нормативами, источники финансирования дефицита сформированы в частности за счет выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг в валюте Российской Федерации».
В ходе заседания состоялось обстоятельное и подробное обсуждение основных параметров проекта бюджета города на 2021 год и плановый период, продолжавшееся более девяти часов. На вопросы депутатов ответили руководитель Департамента финансов Москвы Елена Зяббарова и представители органов исполнительной власти города. По итогам заседания депутаты большинством голосов проголосовали за принятие в первом чтении проекта закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2021 и плановый период 2022 — 2023 годов».
Следующим этапом работы над законопроектом в Московской городской Думе станет разработка и обсуждение поправок и его рассмотрение во втором чтении.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или