18.12.2020
Электронная медкарта, искусственный интеллект и КТ-калькулятор. О том, как цифровая инфраструктура мегаполиса помогает врачам, — в материале mos.ru.
Москва — лидер по внедрению новых технологий в здравоохранении и многих других сферах жизни. Пандемия только ускорила эти процессы. Одну из последних технологических новинок — калькулятор пневмоний — создали медики совместно с учеными из МГУ имени М.В. Ломоносова. Новая нейронная сеть поможет врачам оценивать степень поражения легких.
Другие московские цифровые проекты в этом году тоже оказались эффективным средством борьбы с COVID-19. За них столица получила премию Рунета в номинации «Технологии vs коронавирус». Как цифровизация помогает в борьбе с COVID-19 и какие проекты внедрили в московском здравоохранении в последнее время — в материале mos.ru.
Электронные помощники врачей
Самая большая нагрузка в пандемию легла на систему здравоохранения. Электронные сервисы для медиков начали внедрять в Москве 10 лет назад. За это время была создана одна из крупнейших в мире информационных систем — Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), которая сегодня предоставляет широкий набор сервисов как для врача, так и для пациента. Одним из популярных сервисов сегодня является электронная медицинская карта, доступ к которой москвичи получили в январе текущего года. В ней хранятся результаты анализов и инструментальных исследований, данные о приемах врачей, вызовах скорой помощи и другие медицинские сведения. Чтобы уточнить эту информацию, людям не надо повторно приходить к врачу, что особенно актуально в пандемию.
«Сокращается количество приемов и посещений. Пациенты сами могут еще раз прочитать рекомендации, которые необходимо выполнять. Информацию можно использовать при обращениях в частные клиники», - Екатерина Сваровски, главный врач городской поликлиники № 45.
По ее словам, для врачей электронная медкарта упростила самую трудоемкую часть приема — сбор анамнеза. «Больше времени уделяется самому пациенту и общению с ним. Врач видит всю историю болезни: консультации специалистов, диагностические исследования, историю назначений, эффективности и, главное, непереносимости препаратов. Если пациент будет это рассказывать сам, уйдет намного больше времени. Он может перепутать хронологию или что-то забыть», — отмечает Екатерина Сваровски.
За здоровьем москвичей с COVID-19, которые лечатся дома, врачи следят из телемедицинского центра. Его сотрудники звонят пациентам по видеосвязи или по телефону, оценивают состояние, дают рекомендации и могут скорректировать лечение. Результаты этих онлайн-консультаций тоже попадают в электронную медкарту.
Искусственный интеллект на подхвате
В этом году цифровизация московской медицины вышла на новый уровень. Так, в систему столичного здравоохранения начали внедрять проекты на базе технологий искусственного интеллекта. Это и эксперимент в области компьютерного зрения для анализа медицинских изображений, и системы поддержки принятия врачебных решений, и голосовой ввод заключений для описания радиологических исследований.
Анализ речи стал привычным инструментом в работе рентгенологов.
«У врача освобождаются руки: он держит многофункциональный джойстик, которым можно пролистывать изображение на экране, и в него же можно диктовать. Так более чем на 20 процентов сокращается время составления описания», - Сергей Морозов, директор Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий.
По его словам, IT-инфраструктура московского здравоохранения оправдала себя в пандемию. Благодаря ей те же рентгенологи смогли работать удаленно, без контакта с пациентами, на других этажах и даже в других зданиях клиник.
Обычной практикой больниц становится применение технологии компьютерного зрения. «Это защита от ошибки и автоматизация рутинных функций: возможность посчитать объем поражения легких, размер опухоли на маммограммах или МРТ быстрее человека, выявить признаки гематомы», — говорит Сергей Морозов. В перспективе там, где сегодня требуется два врача с двумя мнениями, благодаря технологии можно будет оставить только одного: первое мнение будет давать алгоритм, второе и итоговое — доктор».
В поликлиниках искусственный интеллект, получая информацию о симптомах пациента, помогает определять заболевание. Он предлагает список исследований и дополнительных консультаций у специалистов, которые понадобятся для постановки диагноза. Врач получает на выбор готовые варианты, но решение всегда принимает сам.
Сергей Морозов добавляет, что во время пандемии все поликлиники и стационары стали работать в едином цифровом пространстве. К общей системе подключены даже резервные госпитали. При этом список технологий, доступных врачам, постоянно расширяется. И в ближайшее время у них появятся новые цифровые помощники.
Так, последнее решение — это «КТ-калькулятор» для оценки степени поражения легких. Система работает так: в нее вводят результаты анализа крови, уровень сатурации и данные по общей клинической картине. Она сравнивает их с тысячами других результатов и прогнозирует тяжесть пневмонии у пациента. Если калькулятор высчитывает легкую форму, по решению врача компьютерную томографию можно не делать. В других случаях пациента госпитализируют, проводят диагностику и начинают интенсивное лечение. Так разгружаются КТ-центры, врачи и больницы.
«Этот инструмент встроен не только в нашу информационную систему и сейчас будет активно использоваться нашими медиками. Он доступен абсолютно всем регионам России, соответствующие ссылки были опубликованы, его может использовать, по сути, любой врач, сервис не требует каких-то регистраций, он не сохраняет никаких данных о пациентах. Вводишь соответствующие параметры, основываясь на анализе крови, данных объективного осмотра, и получаешь вероятностную характеристику, оценку того, какого уровня тяжесть пневмонии у пациента может быть», — отмечает заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров.
Доступ к калькулятору открывают для врачей из регионов, где нет больших мощностей компьютерной томографии. А по мере накопления новых данных технологии искусственного интеллекта будут и дальше обучаться и совершенствоваться.
Город на связи
Главной площадкой для связи жителей с городом в период пандемии стал портал mos.ru. Его пользователям открыт доступ более чем к 370 услугам и сервисам. Онлайн можно передавать показания счетчиков, оплачивать начисления ЖКХ, мобильную связь и штрафы, записываться к врачу и многое другое. Кроме того, наиболее востребованные городские услуги и сервисы доступны москвичам в мобильных приложениях «Госуслуги Москвы» и «Моя Москва».
С началом пандемии портал стал еще и основным источником информации о распространении COVID-19. Здесь запустили спецпроект «Коронавирус: официальная информация», в котором публикуют данные о текущей ситуации и принимаемых мерах.
Для тех, кому удобнее получать информацию по телефону, работает общегородской контакт-центр. В него входят все справочные и диспетчерские службы. Операторы принимают звонки круглосуточно и без выходных. Примерно на 40 процентов звонков отвечает робот.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или