Портал правительства Москвы

Их жизненный путь был определен. За них решила война

14.05.2021

thumb

Истории Департамента

Фото: из архива Е. Рыбаковой

За годы Второй мировой войны более 20 миллионов солдат были захвачены в плен и направлены в немецкие концлагеря, среди них почти 5 миллионов граждан Советского Союза. Такие данные сегодня приводят российские историки. В послевоенное время в СССР о трагической судьбе военнопленных не говорили, а в постсоветской России сложилось множество пронзительных историй, рассказанных участниками тех страшных событий. Об одной из них поведала внучка ветерана войны Леонида Яковлевича Шаманкова, сотрудница Департамента финансов Москвы Елена Рыбакова.

Родился Леонид Яковлевич Шаманков в Белоруссии в семье военных. Его отец – Яков Федорович служил в рядах Красной Армии. Будучи еще ребенком, Леонид с восхищением смотрел на главу семейства, видя в нем пример мужества и отваги. Его прельщали сильный характер отца, военная выправка и дисциплина, к которым Яков Федорович с детства приучал сына. Так жизненный путь ребенка был определен.

В 1934 году, будучи еще совсем молодым, Леонид Яковлевич поступил на военную службу и продолжил обучение в военном училище. Летом 1941 года в качестве кадрового военного он находился в полевых лагерях. Понимая, что Германия к этому времени уже захватила многие города Европы и активно готовилась к походу на Восток, Леонид Яковлевич в любой момент мог отправиться на фронт. Так и произошло. В первые часы наступления противника на Советский союз юношу определили в батальон по уничтожению вражеской бронетехники. 

После первых жестоких боев батальона в Белоруссии, а затем под Смоленском, оставшиеся в живых солдаты были переданы легендарной 16-й армии Рокоссовского. Леонид Яковлевич был в их числе. Тогда он еще не знал, какие страшные испытания выпадут на его долю. 

20 дней сражений за Москву в ходе Клинско-Солнечногорской операции стали одними из наиболее напряжённых периодов всей Московской битвы. Немецкие войска подошли почти вплотную к столице. Героически, не щадя своей жизни, Леонид Яковлевич бился за город не только, как храбрый сын Отечества, но и как муж и отец двоих детей. В 16 километрах от линии фронта (в современном районе Ховрино) от бомбежек укрывалась его жена с дочерью и полугодовалым сыном.  

За проявленные мужество и храбрость в боях за оборону Москвы Леонид Яковлевич был награжден медалью. 

Управление и штаб 16-й армии получили приказ перейти на подмогу к частям 10-й армии в район Сухиничей в Калужской области, который оккупировали немецкие войска. Леонида Яковлевича вместе с однополчанами направили в пункт назначения.  Сухиничи был особым стратегическим пунктом на подступах к Москве. Понимая ценность дорожного узла в данном районе, Гитлер требовал держать город любой ценой. 114 дней населенный пункт находился в немецкой оккупации, во время которой фашисты замучили и расстреляли 668 мирных жителей, а 1883 – угнали в рабство. Вражеские войска не раз оказывались в окружении, но практически всегда им удавалось деблокировать гарнизоны. Но не в этот раз. В ходе страшных боев немцы начали отступать, захватив в плен советских солдат. Среди них был и Леонид Яковлевич. 

Невозможно представить, что творилось в этих лагерях смерти. Попавших в плен красноармейцев ждала страшная судьба: их пытали, морили голодом, травили в газовых камерах, на них ставили страшные медицинские эксперименты, испытывали новые препараты и при этом заставляли трудиться до полного изнеможения. Леониду Яковлевичу вместе с группой русских солдат чудом удалось бежать из этого ужаса. 

Возвращение из плена для многих обернулось обвинением в измене и предательстве Родины. Считалось, что советские солдаты и офицеры ни при каких обстоятельствах не должны были попадать в руки противника – в крайнем случае им предписывалось пустить себе в лоб последнюю пулю. Для проверки военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену, были созданы проверочно-фильтрационные лагеря НКВД. 

«Дедушка никому из родных не рассказывал о том, какие страшные вещи происходили с ним в плену, как бежал из немецкого лагеря, как восстановился в армии и снова заслужил доверие. Семья никогда не получала от него писем», – с грустью в голосе рассказывает Елена Рыбакова. 

По словам нашей собеседницы, лишь иногда, играя в шахматы, Леонид Яковлевич мог поделиться историями, которые происходили с ним и его товарищами. «Мне запомнились его слова: «Ни одна атака на войне не получилась бы, если бы командир не вставал под пулями первым и не бежал впереди», – вспоминает Елена Рыбакова. 

После возвращения из плена Леонид Яковлевич продолжил военную службу в составе 46-й армии 2-го Украинского фронта, освобождая Центральную Украину, Молдавию и Румынию. Во время боевых действий был несколько раз ранен, но несмотря на это продолжил защищать Родину.   

Войну он закончил в звании капитана в штабе 46-й армии, освобождая Венгрию. За проявленные доблесть, мужество и отвагу был награжден медалью «За взятие Будапешта». Будучи военным комендантом, выявлял немецких шпионов и налаживал мирную жизнь в Венгрии. За службу награжден Орденом Красной Звезды. 

После окончания войны Леонид Яковлевич был направлен на восстановление Калининграда, но долго работать не смог - его физическое здоровье было сильно подорвано. 

Леонид Яковлевич умер в 1972 году после продолжительной болезни. Ему было 60 лет. 

Читайте также

Показать еще