Москва – первый субъект Российской Федерации, вышедший на рынок с субфедеральными зелеными облигациями

08.10.2021

Первый заместитель руководителя Департамента финансов, начальник Московского городского казначейства Евгений Меньшов в интервью журналистам рассказал о первом в России размещении на фондовом рынке субфедеральных зеленых облигаций, эмитентом которых выступил город Москва.

Евгений Нариманович, в текущем году впервые за долгий период на рынок государственных облигаций вышла Москва крупный и высокорейтинговый заемщик. По результатам анализа мнений участников рынка и экспертного сообщества, известно, что Москву ждали. С чем связано решение о размещении городских облигаций?

Мы вышли на рынок исключительно с целью получения дополнительных ресурсов для финансирования перспективных проектов по развитию города. То есть весь объем заимствований будет инвестирован в экономику, а не направлен на покрытие текущих потребностей бюджета.

Москва в течение 8 лет не размещала на фондовом рынке новых выпусков облигаций. Но прошлый год стал для нашего города, страны и, наверное, всего мира одним из самых сложных за последние десятилетия. Кризисы случались и ранее, но пандемия новой коронавирусной инфекции оказала сильнейшее воздействие практически на все процессы, происходившие в экономике и социальной сфере, и отразилась в том числе и на столичном бюджете.

Из-за действовавших ограничений была временно приостановлена реализация некоторых проектов, направленных на развитие городской инфраструктуры. Кроме того, на борьбу с пандемией COVID-19 потребовалось оперативно выделить дополнительные средства. Важно, что бюджетная система Москвы справилась с проблемами, сохранила свою устойчивость, но при планировании главного финансового документа города на этот год мы уже не могли действовать по «доковидному» сценарию. Требовались другие решения и подходы.

При формировании основных параметров бюджета на 2021 г. Правительством Москвы было принято решение обеспечить своевременное введение важнейших для горожан объектов. Одним из источников финансирования стали привлечённые на фондовом рынке средства.

Наш опыт прошлых лет показывает, что бюджетные инвестиции стимулируют развитие городской экономики за счет расширения спроса, создания новых рабочих мест, улучшения качества городской среды. Один рубль бюджетных инвестиций привлекает до 3 руб. частного капитала. Это способствует возвращению городской экономики на траекторию устойчивого роста. Но самое важное то, что москвичи получат новые объекты, значительно улучшающие городскую инфраструктуру причем в ближайшее время. Это поликлиники, детские сады, школы, станции метрополитена и др.

Вы предложили инвесторам совершенно новый инструмент – зеленые субфедеральные облигации. Он популярен за рубежом, но не в России. Такой шаг был рискованным, и все же вы пошли на это. Почему именно зеленые?

Мы стали первым субъектом Российской Федерации, вышедшим на рынок с субфедеральными зелеными облигациями. Привлеченные средства будут направлены на ускорение развития транспортной инфраструктуры и снижение негативного воздействия на окружающую среду. В качестве приоритетов в 2021–2023 гг. определены проекты по строительству линий метрополитена и замене автобусного парка Москвы на электробусы.

Когда мы прорабатывали условия выпуска городских облигаций, то смотрели на ситуацию на российском и мировом долговых фондовых рынках и возможные варианты развития событий. Одновременно изучали опыт других мегаполисов и государств, провели ряд встреч с участниками рынка и регулятором. При этом обратили внимание на то, что популярность и востребованность у инвесторов зеленых облигаций в последние несколько лет в мире увеличивается очень быстрыми темпами. Так, по данным рейтингового агентства S&P, в текущем году объем эмиссии зеленых и социальных облигаций в мире достигнет 9% от общего объема эмиссии долговых обязательств. Это порядка 700 млрд долл.

В России в последние годы происходят схожие процессы. Сектор устойчивого развития на отечественном фондовом рынке стремительно наращивает объем торгующихся на нем ценных бумаг, привлекает внимание большего числа инвесторов. Потенциал российского рынка зеленых облигаций оценивается экспертами в 3 трлн руб. до конца 2023 г.

Все больше эмитентов намерены выйти на рынок с долговыми обязательствами, соответствующими принципам зеленой экономики и устойчивого развития. Увеличивается количество инвесторов, готовых приобретать такие бумаги. Их интерес связан не только с получением стабильного финансового дохода, но и с реализацией политики социальной ответственности, поддержкой экологических проектов. Это уже новые принципы ведения бизнеса.

 

Можно сказать, что данный сегмент фондового рынка находится еще только в самом начале формирования. С какими сложностями вы столкнулись при подготовке эмиссии? Расскажите о них, ведь это будет ценным опытом для других субъектов Российской Федерации, которые, безусловно, последуют за Москвой?

Действительно, рынок долговых обязательств, соответствующих принципам устойчивого развития, в нашей стране находится в стадии активного формирования, а государственных ценных бумаг до настоящего момента на нем не было вообще. Поэтому закономерно, что, прежде чем мы смогли представить бумаги рынку, нам необходимо было решить ряд вопросов. Где-то мы опирались на зарубежный опыт, а где-то пришлось искать ответы самостоятельно.

Во-первых, это проблема статуса облигаций. Как их сделать зелеными? Мы изначально ориентировались на то, что зеленые облигации Москвы должны попасть в реестр Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) – ведущей организации в мире, занимающейся развитием фондового рынка. Быть в реестре ICMA – означает, что ценные бумаги соответствуют Принципам зеленых облигаций, утвержденным в 2018 г. Это «знак качества» для участников фондового рынка со всего мира, заинтересованных в ответственном инвестировании.

Правительством Москвы была разработана и утверждена Концепция зеленых облигаций города Москвы, в которой закреплены приверженность столицы принципам устойчивого развития. Документом определены перечень проектов для финансирования и их обоснование, а также ответственность города ежегодно публично размещать соответствующую отчетность. В настоящее время документ распространяется на 74-й выпуск Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы. Впоследствии в Концепцию могут быть включены другие выпуски.

Концепция прошла верификацию на соответствие Принципам зеленых облигаций у независимого оценщика, признаваемого ICMA, – в рейтинговом агентстве «Эксперт РА». После этого наши облигации попали в реестр ICMA. Отмечу, что 74-й выпуск облигаций г. Москвы был признан зеленым финансовым инструментом по методологии, разработанной «ВЭБ.РФ».

Непосредственно самому размещению предшествовала активная работа, которая проводилась в тесном взаимодействии с Московской биржей, Минфином России и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Одним из важных его этапов стало внесение Московской биржей изменений в правила листинга. Новая редакция Правил листинга разрешает включать в Сектор устойчивого развития субфедеральные и муниципальные облигации, выпускаемые для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально значимых инициатив. Это очень важное решение, формирующее инфраструктуру рынка и позволяющее другим регионам и муниципалитетам выходить со своими зелеными облигациями на Московскую биржу.

Хочу поблагодарить руководство Московской биржи и профессиональных участников рынка за продуктивную совместную работу и конструктивную позицию. Вместе нам удалось быстро решить технические и организационные вопросы и провести эмиссию.

Особо отмечу, что 74-ый выпуск зеленых облигаций Москвы включен в листинг ценных бумаг Люксембургской биржи. Сегодня на долю площадки приходится около половины мирового рынка зеленых облигаций. Листинг на Люксембургской бирже расширяет круг потенциальных инвесторов в зеленые облигации Москвы и подтверждает статус города, как эмитента высоконадежных ценных бумаг.

Однако при подготовке эмиссии возникли и некоторые трудности, связанные с нормами действующего законодательства. Например, большое количество экспертов обращают внимание на проблему, связанную с закрепленным в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципом единства кассы в процессе исполнения бюджетов всех уровней и невозможностью изнутри «окрасить» поступившие средства. Это противоречит требованию обязательности целевого финансирования, которое предусмотрено принципами зеленых и социальных облигаций.

 

И как Москва решила этот вопрос?

В Концепцию зеленых облигаций города Москвы мы заложили обязанность предоставления отчетности о распределении эквивалента полученных от размещения средств по заявленным к исполнению проектам.

Подчеркну, что информация по зеленым облигациям будет прозрачной на всех этапах. Так, размещение ценных бумаг прошло открыто и публично, итоги эмиссии официально опубликованы. В соответствии с Принципами зеленых облигаций ежегодно мы будем предоставлять информацию о ходе реализации заявленных для финансирования проектов, достижении целевых показателей, а также информацию о неизрасходованных средствах, перенесенных на следующие периоды.

Мы сами заинтересованы в этой открытости. Нас часто спрашивают эксперты, журналисты, москвичи: для чего мы вышли на рынок заимствований? Теперь каждый сможет посмотреть и сравнить, сколько денег бюджет Москвы получил в ходе размещения зеленых облигаций, сколько и на какие цели израсходовано, а главное – что это дало городу, какой эффект достигнут.

 

Как вы оцениваете итоги размещения зеленых облигаций? Получила ли Москва какую-то премию за «зеленость»?

Пока мы можем говорить только непосредственно об итогах размещения 74-го выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы. Напомню, что эмиссия прошла 27 мая текущего года на Московской бирже. Инвесторам было предложено 70 млн ценных бумаг номинальной стоимостью 1 тыс. руб. с постоянным купонным доходом и сроком обращения 7 лет.

Анализ результатов торгов показал высокий спрос со стороны участников фондового рынка на первые в России зеленые субфедеральные облигации. Несмотря на существенный объем эмиссии, спрос на 23% превысил предложение: поступило более 700 заявок на сумму 86,3 млрд руб. Ставка купонного дохода установлена на уровне 7,38% годовых. Это соответствует заявленному диапазону доходности и ниже прогнозов участников рынка. Весь выпуск был выкуплен инвесторами в полном объеме.

Итоги размещения московских зеленых облигаций соответствуют нашим ожиданиям и расчетам. Активность инвесторов свидетельствует об их заинтересованности в финансировании городских проектов экологической направленности.

Выпуск Москвой зеленых облигаций оказал значимое влияние на развитие Сектора устойчивого развития Московской биржи: после эмиссии объем торгующихся на нем бумаг утроился, качественно изменилась и структура рынка.

При размещении зеленых облигаций мы не рассчитывали со стороны рынка на премию за «зеленость», так как он находится в стадии формирования, но уверен, что с повышением привлекательности и доступности для участников фондового рынка данного финансового инструмента инвесторы будут готовы предоставлять такую премию.

Отмечу, что облигации Москвы 74-го выпуска пользуются вниманием инвесторов и на вторичном рынке. С момента начала торгов среднедневной оборот по ним составил 79,3 млн руб. Это достаточно большие объемы для сегмента субфедеральных облигаций. В некоторые дни объемы торгов приближались к рубежу в 1 млрд руб. В среднем совершается 140 сделок в день.

Облигации 74-го выпуска активно торгуются в сегменте репо. Средний оборот таких сделок – порядка 400 млн руб. за торговый день.

Высокие объемы торгов на вторичном рынке обуславливают узкий диапазон изменения доходности зеленых облигаций Москвы. Несмотря на повышение ключевой ставки Банка России и ставок денежного рынка, текущая доходность практически тождественна уровню доходности при размещении ценных бумаг на бирже.

 

Какова структура по видам участников торгов? Есть ли какие-то особенности, связанные с зелеными облигациями?

Как мы и предполагали, наибольший интерес к облигациям проявили банки и инвестиционные компании – они приобрели 74% всего объема выпуска. Доля компаний, осуществляющих доверительное управление ценными бумагами, составила 20%. Оставшиеся бумаги распределены между иными юридическими лицами, физическими лицами и нерезидентами.

 

На какую сумму приобрели ценные бумаги физические лица? Заинтересованы ли вы в том, чтобы увеличить их долю в числе приобретателей ваших облигаций?

Да, работа по повышению привлекательности наших облигаций среди физических лиц является одним из важных направлений. По данным Московской биржи, на сегодняшний день в торгах могут участвовать почти 13 млн частных инвесторов. Это серьезный ресурс.

При размещении зеленых облигаций г. Москвы физическими лицами было подано более 600 заявок на покупку на сумму свыше 700 млн руб. Все они были удовлетворены. Конечно, пока этот показатель выглядит весьма скромно, но мы намерены продолжать работу в этом направлении.

Правительством Москвы совместно с Московской биржей и Национальным расчетным депозитарием обсуждается возможность реализации проекта по повышению доступности облигаций для физических лиц на платформе финансового маркетплейса «Финуслуги», реализуемого по инициативе Банка России. Мы предлагаем создать условия, чтобы каждый желающий смог не только вложить средства и получать стабильный доход, но и внести свой вклад в развитие города.

Проект важен еще и тем, что, помимо создания простого и безопасного инструментария для управления капиталом, он неразрывно связан с вопросами повышения финансовой грамотности жителей и формированием культуры инвестирования. Данный круг вопросов мы будем поднимать в рамках мероприятий по повышению финансовой грамотности, организуемых Департаментом финансов города Москвы вместе со своими партнерами.

 

Как Вы оцениваете перспективы российского рынка зеленых облигаций? Собирается ли Москва и далее присутствовать в этом секторе?

Считаю, что развитие рынка зеленых облигаций расширяет возможности как для государственных, муниципальных и корпоративных заемщиков, так и всех категорий инвесторов.

Во-первых, принципы прозрачности и целевого финансирования повысят ответственность всех его участников. Инвесторы будут лучше понимать, на что государство или частная компания направляет заемные средства. Эмитенты же станут более ответственно подходить к выбору проектов, их экономическому обоснованию, расчетам рентабельности, потому что в случае невыполнения условий последуют санкции, ведущие к прямым финансовым и имиджевым потерям.

Во-вторых, на динамику развития рынка позитивным образом оказывают влияние рост популярности экологической тематики и необходимость построения зеленой экономики. Это происходит повсеместно, и наша страна здесь не исключение.

В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин включил вопросы борьбы с изменением климата и улучшения экологической ситуации в число критически важных направлений развития страны.

Проблема обеспечения устойчивого развития широко обсуждается в экспертных кругах. Так, темы, связанные с зеленым инвестированием, поднимались в этом году на Московском урбанистическом форуме, Петербургском международном экономическом форуме, Московском финансовом форуме, в Правительстве Российской Федерации, на площадках крупных компаний. Внимание к рынку экологического и социально ответственного финансирования огромно.

Вслед за Москвой возможность выхода на рынок с зелеными облигациями для финансирования инфраструктурных проектов рассматривают и другие регионы. Здесь мы готовы делиться приобретенными опытом и компетенциями и принимать активное участие в развитии рынка.

Что касается Вашего вопроса о дальнейшем присутствии столицы на рынке зеленых облигаций, то отмечу, что Правительство Москвы рассматривает возможность привлечения дополнительного финансирования проектов, соответствующих принципам устойчивого развития Организации Объединенных Наций. Конкретные шаги будут зависеть от текущих потребностей бюджета. Москва – первоклассный и ответственный заемщик, ее кредитный рейтинг соответствует суверенному кредитному рейтингу России. Уверен, что будущие выпуски городских зеленых облигаций будут востребованы участниками фондового рынка, разделяющими принципы ответственного инвестирования и стремящимися вложить средства в финансовые инструменты со стабильной доходностью.

 

По материалам журнала «Финансы», №9, 2021г.

Читайте также

Показать еще