Принят закон «Об исполнении бюджета города Москвы за 2020 год»

22.12.2021

Проведение взвешенной бюджетной политики в 2020 году позволило сохранить экономический потенциал Москвы и поддержать горожан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова на заседании Московской городской Думы представила законопроект «Об исполнении бюджета города Москвы за 2020 год». Проект подготовлен в соответствии с требованиями федерального и городского законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, и на основании сводной бюджетной отчетности за 2020 год принятой Минфином России без замечаний. Ранее документ был одобрен профильной комиссией Думы и поддержан Общественной палатой города Москвы.

Елена Зяббарова отметила, что пандемия оказала существенное воздействие практически на все процессы, происходившие в социальной сфере и экономике Москвы. Ее последствия затронули и столичный бюджет. Впервые за долгое время налоговые и неналоговые доходы поступили практически без роста к уровню предшествующего года.

В городскую казну в отчетном году зачислено 2 трлн 869 млрд рублей. Относительно плана на 2020 год объем выпадающих доходов превысил 200 млрд рублей. Основные потери бюджета сложились по итогам второго квартала, когда введение необходимых для сохранения здоровья москвичей ограничительных мер и режима нерабочих дней привело к значительному снижению экономической активности в городе.

«Уже в марте 2020 года Правительство Российской Федерации и Правительство Москвы приступили к реализации масштабной антикризисной поддержки экономики и в первую очередь малого бизнеса. Поддержка включала в себя субсидирование ставок по кредитам, в том числе выданным на выплату зарплаты, предоставление отсрочек, рассрочек и освобождений по налоговым и неналоговым платежам. Городские меры поддержки предоставлены более 50 тысячам организаций в 13 отраслях экономики. Их стоимость для бюджета Москвы составила 90 млрд рублей, а с учетом федеральных антикризисных налоговых преференций превысила 116 млрд рублей», - подчеркнула руководитель Департамента финансов Москвы.

Налог на прибыль организаций в 2020 году поступил в объеме 793,1 млрд рублей, на 8,5% меньше, чем в 2019 году. При этом платежи предприятий стабильного сектора экономики в целом удалось сохранить на уровне доковидного года.

Налог на доходы физических лиц за 2020 год зачислен в бюджет в объеме 1 трлн 155,2 млрд рублей – на уровне утвержденных бюджетных назначений. Рост по отношению к 2019 году составил 11,2 процента.

Поступления по специальным налоговым режимам также существенно не пострадали – в 2020 году платежи от плательщиков, применяющих УСН, патентную систему налогообложения и другие спецрежимы, сохранились на уровне 2019 года.

«Это самый убедительный индикатор эффективности проводившейся антикризисной политики, направленной в первую очередь на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка позволила сохранить бизнес и трудовые коллективы многим московским предпринимателям, вернуться к работе сразу же после окончания карантина», - особо отметила Елена Зяббарова.

Исполнение бюджета города Москвы по расходам в 2020 году сложилось в объеме 3 трлн 6,4 млрд рублей или на 92,7% от уточненных назначений. На реализацию государственных программ города Москвы было направлено 2 трлн 846 млрд рублей.

Пандемия оказала серьезное влияние и на ход исполнения бюджета по расходам. Для обеспечения мер по борьбе с пандемией и ее последствиями принимались решения о выделении и перераспределении необходимых финансовых ресурсов.

Наибольший объем дополнительных средств был направлен на финансирование программы «Столичное здравоохранение». На ее реализацию из бюджета выделено 570,3 млрд рублей, по сравнению с 2019 годом расходы увеличились на 80 процентов, по сравнению с первоначальным планом на 2020 год – в 1,5 раза. А с учетом средств бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования объем финансирования составил 861,9 млрд рублей.

В кратчайшие сроки в городе была создана система диагностики и оказания медицинской помощи для больных коронавирусом. Расширен и перепрофилирован коечный фонд медицинских организаций. Развернута широкая сеть центров компьютерной томографии.

Закуплено необходимое оборудование, медицинские изделия, средства индивидуальной защиты, диагностические средства, лекарственные препараты.

Ключевым фактором в борьбе с пандемией стало раннее выявление заболевших. В Москве удалось быстро наладить массовое тестирование граждан.

К концу прошлого года в городе была полностью подготовлена инфраструктура для массовой вакцинации москвичей, что позволило уже в декабре 2020 года приступить к реализации прививочной кампании.

Принятые меры позволили не только своевременно оказывать качественную медицинскую помощь больным с коронавирусной инфекцией, но и обеспечить оказание плановой и экстренной помощи гражданам с иными заболеваниями.

В 2020 году благодаря внедрению нового стандарта лечения в Москве удалось на треть нарастить объемы специализированной онкологической помощи.

Расходы бюджета на оказание высокотехнологичной медицинской помощи составили 9,5 млрд рублей с ростом к уровню 2019 года на 6,7%, а с учетом средств обязательного медицинского страхования более 24 млрд рублей. На обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан было выделено более 57 млрд рублей.

Другой важной задачей в отчетном году было оказание поддержки гражданам в сложной жизненной ситуации и безусловное выполнение всех городских социальных обязательств.

Общий объем средств, выделенных на государственную программу «Социальная поддержка жителей города Москвы», в 2020 году составил 590,9 млрд рублей, с ростом на 21% к уровню 2019 года.

В целом на меры социальной поддержки из бюджета Москвы в 2020 году направлено 523,9 млрд рублей. Из них на денежные выплаты пособий, доплат и компенсаций - 284 млрд рублей, на оказание мер поддержки в натуральной форме – 240 млрд рублей.

Все ежемесячные и ежегодные выплаты с 1 января 2020 года были проиндексированы на 5,6%.

На социальную поддержку граждан старшего поколения направлено 405,1 млрд рублей. С начала 2020 года социальная служба города перешла на новый стандарт оказания социальных услуг на дому, предусматривающий расширение перечня гарантированных услуг для москвичей с учетом индивидуальных потребностей каждого человека. За прошлый год социальными работниками оказано почти 30 миллионов услуг, связанных с решениями бытовых проблем и оказанием иной помощи.

На социальную поддержку семей с детьми в 2020 году израсходовано 82 млрд рублей.

В качестве дополнительной меры поддержки малообеспеченных семей с 1 января 2020 года за счет городского бюджета введена новая ежемесячная выплата на детей от 3 до 7 лет. Ее размер в прошлом году составил 7 613 рублей.

Родителям, потерявшим работу в период пандемии, дополнительно к пособию по безработице осуществлялась выплата в размере 3 000 рублей на каждого ребенка в семье за счет средств федерального бюджета.

Само ежемесячное пособие по безработице с учетом московской доплаты составляло 19 500 руб. Всего на социальную поддержку безработных граждан направлено 16,6 млрд рублей.

В течение года не прерывался и образовательный процесс, общий объем средств, выделенных на государственную программу «Столичное образование», в 2020 году составил 353,4 млрд рублей.

Московской системе образования удалось оперативно перейти на дистанционный режим обучения. Это стало возможным благодаря платформе «Московская электронная школа» и наработанному на ней материалу.

Сфера культуры вошла в число наиболее пострадавших отраслей в результате введения ограничительных мероприятий. В этой связи учреждениям культуры в 2020 году была оказана финансовая поддержка в размере 6,2 млрд рублей. Выделенные средства позволили полностью сохранить коллективы и уровень заработной платы работников учреждений культуры.

В целом, по итогам года объем бюджетных расходов социальной направленности составил 1,6 трлн рублей, или более 56% от общего объема расходов.

Несмотря на сложности с поступлением доходов, на необходимость мобилизации дополнительных ресурсов для борьбы с пандемией, в отчетном году продолжена реализация приоритетных проектов развития городской инфраструктуры.

Расходы по Адресной инвестиционной программе составили 559,5 млрд. рублей или 18,6% расходов бюджета.

Не останавливалось строительство значимых объектов, в том числе учреждений здравоохранения, метрополитена, основных проектов улично-дорожной сети, других важных проектов непрерывного цикла.

С февраля 2020 года в Москве запущена масштабная программа капитального ремонта поликлиник. Был начат ремонт в 37 поликлиниках, из которых к началу текущего года 11 открылись после ремонта. Всего до конца 2024 года в рамках реализации нового московского стандарта поликлиник планируется отремонтировать порядка 200 зданий.

Дефицит бюджета Москвы в 2020 году составил 137,4 млрд рублей, который полностью обеспечен собственными источниками финансирования. Объем государственного долга города с начала 2020 года не изменился и на 1 января 2021 года составил 30,0 млрд рублей.

«Несмотря на сложные условия в 2020 году, Москва полностью выполнила все социальные обязательства, включая дополнительные решения по поддержке жителей.

Масштабные меры по оказанию необходимой медицинской помощи спасли жизни и здоровье тысячам горожан. А своевременная поддержка бизнеса позволила не только сохранить его экономический потенциал, но и самое важное - избежать масштабных сокращений на рынке труда. В результате были созданы условия для последующего опережающего восстановления деловой активности и возвращения городской экономики к докризисным показателям.

При этом бюджет остался сбалансированным и устойчивым», - резюмировала Елена Зяббарова.

Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты города Москвы Ирина Горелёнок отметила, что палатой была проведена экспертиза законопроекта. Он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации по составу и содержанию. Законопроект сформирован в рамках единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, и в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.

«Исполнение бюджета города Москвы осуществлялось в принципиально новых условиях и характеризовалось расходами, направленными в первую очередь на борьбу с пандемией, социальную поддержку граждан и экономики в целом», - подчеркнула Ирина Горелёнок.

Председатель комиссии по экономической и социальной политике Московской городской Думы Людмила Гусева напомнила, что 2019-й год характеризовался относительной стабильностью, наличием положительных тенденций в экономике, улучшением основных макроэкономических показателей. «Принимая главный финансовый документ Москвы на 2020 год, почти невозможно было спрогнозировать то, что исполнять бюджет придется в совершенно других условиях, связанных с массированными внешними шоками. Это потребовало не только привлечения дополнительных затрат, но и мобилизации всех ресурсов города и страны.

И в этих беспрецедентно сложных условиях, благодаря в том числе взвешенной и последовательной бюджетной политике, удалось не только адаптироваться к новым реалиям, но и полностью сохранить социальную направленность бюджета, исполнить все без исключения социальные обязательства и мероприятия в рамках бюджета развития. Это позволило заложить основы для будущего роста столичной экономики и сохранить устойчивость финансовой системы нашего города», - подчеркнула Людмила Гусева.

По итогам рассмотрения законопроекта депутаты Московской городской Думы проголосовали за принятие в целом Закона города Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2020 год».

 

Читайте также

Показать еще