Портал правительства Москвы

Профильная комиссия Мосгордумы рассмотрела проект бюджета Москвы на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов

01.11.2022

Депутаты обсуждали главный финансовый документ столицы на протяжении шести часов и задали более 50 вопросов.

В Московской городской Думе состоялось заседание комиссии по экономической и социальной политике. В заседании приняли участие депутаты, представители органов исполнительной власти города, Общественной палаты Москвы, Контрольно-счетной палаты Москвы и Прокуратуры города. Столичные парламентарии более шести часов обсуждали законопроект «О бюджете города Москвы на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов». Законопроект представила министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Елена Зяббарова.

Елена Зяббарова отметила, что наша страна столкнулась с беспрецедентным внешним санкционным давлением. Изменившиеся условия функционирования московской экономики отразились и на бюджете города.

В начале 2022 года, с января по апрель, в Москве наблюдался высокий восстановительный экономический рост. Это обусловило и динамичное увеличение доходной базы бюджета Москвы, которая за этот период выросла более чем на 20 процентов.

Начиная с мая на динамику показателей бюджета стали оказывать влияние санкции, поэтапно вводившиеся с конца февраля. «Несмотря на неблагоприятные условия, за период с мая по сентябрь в целом отмечается рост доходов бюджета. Но темпы их увеличения вдвое меньше, чем за первые четыре месяца 2022 года.

С учетом текущей динамики, по итогам года мы ожидаем достаточно позитивный результат исполнения доходной части бюджета - рост составит около 10 процентов. Это означает, что исполнение расходной части бюджета осуществляется в соответствии с утвержденными в законе параметрами», - отметила Елена Зяббарова.

Сохранить устойчивость столичного бюджета удалось во многом благодаря высокой отраслевой диверсификации экономики и принятию Правительством Москвы совместно с федеральными органами власти комплекса мер, направленных на поддержку экономики.

Говоря о целях и задачах законопроекта, руководитель Департамента финансов подчеркнула, что главная особенность и сложность при формировании проекта бюджета города Москвы на предстоящий период – это сохранение высокого уровня неопределенности.

«Сегодня, при определении бюджетных параметров, очень важно обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджета в предстоящие три года. Это является необходимым условием для решения приоритетных задач бюджетной политики, а именно: обеспечения надежной социальной защиты москвичей, повышения качества услуг, предоставляемых населению, поддержки экономики и реализации планов развития города. Москвичи должны быть уверены, что в любой ситуации все обязательства перед ними город выполнит безусловно и в полном объеме», - особо подчеркнула Елена Зяббарова.

При формировании проекта бюджета были учтены все новации федерального бюджетного и налогового законодательства.

Законопроектом предусмотрены следующие объемы доходов бюджета города Москвы: в 2023 году – 3,746 трлн рублей; в 2024 году – 4,047 трлн рублей; в 2025 году – 4,375 трлн рублей. Темп роста доходов в 2023 году составит 5,7%, в 2024-2025 годах – порядка 8 процентов.

Поступления налога на доходы физических лиц в 2023 году прогнозируются в объеме 1 трлн 716,8 млрд рублей, а его доля в структуре доходов составит более 45 процентов. В предстоящую трехлетку темпы роста поступлений по НДФЛ составят 8-9 процентов.

Поступления по налогу на прибыль в 2023 году прогнозируются в объеме 1 трлн 213,0 млрд рублей. Доля налога в доходах бюджета в следующем году составит более 32%.

Основа стабильных поступлений в бюджет города Москвы по налогу на прибыль – это налоговые платежи предприятий, создающих рабочие места и инвестирующих в основные производственные фонды на территории города. В 2023-2025 годах прогнозируется рост поступлений по налогу на прибыль более чем на 9 процентов.

Поступления по специальным налоговым режимам в 2023 году прогнозируются в объеме 226,8 млрд рублей. Доля в структуре доходов бюджета последовательно и устойчиво растет. В следующем году она составит уже 6,1%. Начиная с 2021 года платежи по упрощенной системе налогообложения вышли на третье место по объему поступлений в городскую казну после НДФЛ и налога на прибыль.

Доля поступлений по региональным и местным налогам будет оставаться стабильной и составит в 2023 году 6,9% доходов бюджета города Москвы.

Доля неналоговых доходов в структуре доходов бюджета Москвы составит в 2023 году более 7 процентов.

Расходы бюджета города Москвы на 2023 год запланированы в объеме 4 трлн 183,1 млрд рублей, на 2024 год– 4 трлн 265,9 млрд рублей, на 2025 год – 4 трлн 393,4 млрд рублей.

«Направления расходов обеспечивают преемственность бюджетной политики последних лет и поступательное развитие города.

Расходы бюджета на финансирование 13 государственных программ составляют около 90 процентов. В 2023 году на их финансовое обеспечение будет направлено 3 трлн 738,4 млрд рублей, а с учетом средств ОМС – более 4 трлн рублей.

Безусловным приоритетом бюджетной политики Москвы остается социальная сфера. Расходы социальной направленности составляют более 50% или 2,1 трлн рублей в 2023 году, а с учетом средств ОМС – почти 2,5 трлн рублей», - подчеркнула руководитель Департамента финансов города Москвы.

На протяжении ряда лет одной из крупнейших по расходам городских программ остается «Столичное здравоохранение». В следующем году на ее финансирование предусмотрено 530,5 млрд рублей, с учетом средств обязательного медицинского страхования - почти 900 млрд рублей.

Приоритетом московского здравоохранения является повышение доступности и качества оказания медицинской помощи, в том числе по таким направлениям, как профилактика, онкология, сердечно-сосудистые заболевания, высокотехнологичная и экстренная медицинская помощь.

На финансирование Государственной программы «Социальная поддержка жителей Москвы» в 2023 году предусмотрены ассигнования в объеме 635,2 млрд рублей.

На оказание мер социальной поддержки в денежной и натуральной форме совокупно в рамках нескольких государственных программ будет направлено 591,5 млрд рублей.

С 1 января 2023 года предусмотрена индексация размеров денежных социальных выплат на 10%. Все действующие меры в натуральной форме сохраняются в полном объеме.

По программе «Столичное образование» рост в 2023 году предусмотрен в размере 12% - до 521,4 млрд рублей.

Порядка 70% средств направляются на финансовое обеспечение услуг, оказываемых государственными дошкольными, общеобразовательными организациями, организациями, реализующими программы дополнительного, среднего профессионального и высшего образования.

Высокими темпами растет и финансирование таких программ, как «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия» - на 16%, «Спорт Москвы» - на 13%, «Жилище» - на 16 процентов.

В текущих условиях особое внимание уделено вопросу поддержки экономики. В частности, на прямую финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства, промышленных предприятий планируется направить более 8 млрд рублей.

Другим важным направлением стимулирования инвестиционной активности является создание инфраструктуры для размещения новых производств. На эти цели будет направлено 28 млрд рублей.

Кроме того, будет продолжено комплексное развитие неэффективно используемых территорий и бывших промышленных зон.

«В проекте бюджета сохранен баланс средств, столь необходимый для такого мегаполиса как Москва, на функционирование и развитие социально-экономического комплекса города. Доля бюджета развития осталась весомой, она составит 40 процентов в следующем году, в абсолютном выражении - это 1,7 трлн рублей

На реализацию Адресной инвестиционной программы в 2023 году планируется направить 910 млрд рублей. А в целом за три года - более 2,2 трлн рублей», - отметила руководитель Департамента финансов Москвы.

Капитальные вложения в транспортную систему города в 2023 году превысят 530,0 млрд рублей. А всего за три года они составят более 1 трлн рублей.

В рамках АИП инвестиции в объекты социальной сферы составят около 470,0 млрд рублей, это на 40% больше, чем финансирование адресной инвестиционной программы в предшествующей трехлетке.

Завершая представление законопроекта, Елена Зяббарова отметила, что реализация программ, финансирование которых предусмотрено в законопроекте, обеспечит:

- социальную поддержку жителей города, увеличение фондов оплаты труда работников бюджетной сферы;

- повышение качества и комфорта предоставляемых услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры и досуга;

- формирование качественной и безопасной городской среды;

- улучшение работы общественного транспорта, снижение времени и повышение комфорта поездок по городу;

-  увеличение деловой активности и инвестиционной привлекательности Москвы.

Свое заключение на законопроект представила Контрольно-счетная палата города Москвы. Ее председатель Виктор Двуреченских отметил, что экспертиза КСП показала соответствие законопроекта Бюджетному Кодексу РФ и бюджетному законодательству в целом. В проекте бюджета учтена необходимость решения задач, поставленных Президентом РФ, обеспечена преемственность бюджетной политики города Москвы. Сохранен программный принцип формирования бюджета и его социальная направленность: программные расходы в 2023 году составят более 88%, а социальные расходы увеличиваются на 8,8%.

«Законопроект в целом соответствует установленным Бюджетным кодексом требованиям по сбалансированности бюджета и общего совокупного покрытия расходов», - заключил Виктор Двуреченских.

С 22 по 26 октября 2022 года в Москве прошло общественное обсуждение проекта бюджета города на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. В обсуждении могли принять участие все желающие, оставив свое мнение о законопроекте на сайте Общественной палаты города Москвы. Председатель по экономике, бюджету и перспективному развитию города Надежда Косарева отметила, что в этом году в нем приняли участие 10 940 горожан. Поступило более 11 тысяч предложений, которые уже направлены в органы исполнительной власти для проработки и возможности их реализации.

Надежда Косарева сообщила, что законопроект одобрен Общественной палатой города Москвы как соответствующий требованиям бюджетного законодательства РФ и города Москвы, национальным целям развития России в условиях высокого уровня экономической неопределенности.

На заседании комиссии столичные парламентарии смогли задать представителям органов исполнительной власти города вопросы, касающиеся параметров проекта бюджета, формирования доходов и направления расходов частей, озвучить позицию избирателей и получить необходимые комментарии. Прозвучало более 50 вопросов, в том числе связанных с планами развития городской инфраструктуры, улучшением качества предоставляемых услуг в сфере здравоохранения, образования, транспорта, социальной поддержки москвичей.

Профильной комиссией Московской городской Думы принято решение поддержать законопроект и рекомендовать его к рассмотрению на пленарном заседании столичного парламента.

 

Читайте также

Показать еще