08.12.2022
Всего за январь—октябрь 2022 года в городской бюджет поступило 3 трлн 10,2 млрд рублей.
Налоговые доходы поступили в объеме 2 трлн 645,4 млрд рублей или 87,9% всех доходов. Неналоговые доходы составили 295,1 млрд рублей. Это 9,8% от общего объема доходов московского бюджета за январь—октябрь 2022 года.
Поступления в бюджет Москвы от отраслей экономики по итогам января—октября 2022 года распределились следующим образом. От предприятий торговли объем платежей составил 474,8 млрд рублей. Финансово-кредитные организации заплатили в бюджет города 425,0 млрд рублей. Платежи от организаций, занятых в сфере операций с недвижимостью, составили 195,6 млрд рублей, обрабатывающей промышленности — 192,3 млрд рублей.
«Большинство хозяйствующих субъектов адаптировалось к новой экономической реальности. Предприятия и организации перестроили работу после ухода ряда иностранных компаний с высококонкурентного столичного рынка, постепенно занимают освободившиеся ниши и расширяют номенклатуру выпускаемой продукции. Так, значимым событием для истории московской промышленности стало возобновление выпуска автомобилей под легендарной маркой «Москвич». Этот проект реализован в кратчайшие сроки по инициативе Мэра Москвы Сергея Собянина», - подчеркнула министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Москвы Елена Зяббарова.
Драйверами роста доходов городского бюджета в 2022 году стали IT-сектор, обрабатывающая промышленность и транспорт. Поступления предприятий транспортной отрасли выросли на 35,5%, сферы информационных технологий и связи и обрабатывающей промышленности — на 26,2% и 19,7% соответственно.
Основные доходные источники бюджета города Москвы — это поступления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), налогу на прибыль организаций, по специальным налоговым режимам и по налогу на имущество организаций.
По НДФЛ за 10 месяцев 2022 года в бюджет Москвы поступил 1 трлн 240,4 млрд рублей — на 183,2 млрд рублей или 17,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Формирование поступлений по этому источнику в большей степени зависит от фонда оплаты труда, который все последние годы в городе устойчиво растет за счет создания новых рабочих мест, легализации бизнеса и роста заработной платы.
Правительством Москвы была принята программа поддержки занятости, включающая организацию временных и общественных работ, содействие компаниям в массовом трудоустройстве и адаптации сотрудников, обучение персонала промышленных предприятий. В результате своевременно реализованных мер городу удалось стабилизировать рынок труда. Сегодня показатели занятости находятся на уровне доковидного периода», — отметила Елена Зяббарова.
По состоянию на 27 ноября 2022 года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,41%. Численность безработных в городе с начала года снизилась на 19,3 процента.
В отраслевом разрезе наибольшие темпы роста поступлений по НДФЛ обеспечили: IT-сфера — объем платежей увеличился на 37,9%, обрабатывающая промышленность — на 29,2% и торговля — на 25,2%.
Поступления по налогу на прибыль организаций за январь—октябрь 2022 года составили 945,9 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года они выросли на 16,4 млрд рублей или 1,8 процента.
В отраслевом разрезе сформировалась разнонаправленная динамика платежей по данному доходному источнику по сравнению с январем—октябрем 2021 года. Наибольший рост обеспечили организации транспортного комплекса — в 1,6 раза или на 18,0 млрд рублей, обрабатывающей промышленности — на 12,4% или 8,8 млрд рублей и торговли — на 6,1% или 14,8 млрд рублей. Снизились поступления от организаций финансово-кредитной сферы — на 6,9% или 15,2 млрд рублей, и предприятий нефтегазового сектора — на 41,5% или 37,8 млрд рублей.
Платежи по специальным налоговым режимам, включая упрощенную и патентную системы налогообложения, в московский бюджет достигли 189,9 млрд рублей. По сравнению с 10 месяцами 2021 года они увеличились на 22,2% или 34,4 млрд рублей. Поступления по данному доходному источнику динамично растут. Прежде всего ввиду увеличения популярности специальных налоговых режимов среди граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. С начала года численность самозанятых в Москве выросла на 302,6 тыс. человек. По состоянию на 1 ноября 2022 года число самозанятых граждан в Москве достигло 1 млн 169 тыс. человек.
По налогу на имущество организаций за 10 месяцев в бюджет Москвы перечислено 155,7 млрд рублей, что на 13,9% или на 19,0 млрд рублей больше, чем за январь—октябрь 2021 года.
«Исполнение бюджета Москвы как по доходам, так и по расходам осуществляется в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. План по доходам на текущий год исполнен на 90,6 процента. По итогам 2022 года бюджетное финансирование всех намеченных программ и мероприятий будет осуществлено в запланированных объемах», — отметила Елена Зяббарова.
Бюджетные расходы по состоянию на 1 ноября 2022 года достигли 2 трлн 684,3 млрд рублей. Это на 229,3 млрд рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Расходы увеличились на 9,3 процента.
На исполнение мероприятий 13 государственных программ Москвы направлено 2 трлн 546,8 млрд рублей — 94,9% всех бюджетных расходов за указанный период.
Бюджет Москвы сформирован таким образом, что финансирование программ социальной направленности составляет бóльшую часть его расходов. Город направляет значительные ресурсы на развитие и модернизацию учреждений социальной сферы: поликлиник и больниц, школ и детских садов, спортивных и культурных объектов. Растут объемы социальной поддержки семей с детьми, людей старшего поколения и горожан с ограниченными возможностями здоровья.
«За 10 месяцев 2022 года 51,4% от общих расходов бюджета направлено на реализацию мероприятий социального характера. Финансирование государственных программ социальной направленности: здравоохранения, образования, социальной поддержки, культуры и спорта составило 1 трлн 379,0 млрд рублей. С учетом средств городского фонда ОМС эта сумма достигла 1 трлн 618,4 млрд рублей», — подчеркнула Елена Зяббарова.
По итогам января—октября 2022 года расходы по государственным программам составили:
— «Столичное здравоохранение» — 416,3 млрд рублей, с учетом средств фонда ОМС — 655,7 млрд рублей;
— «Социальная поддержка жителей города Москвы» — 475,5 млрд рублей;
— «Столичное образование» — 357,9 млрд рублей;
— «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия» — 83,1 млрд рублей;
— «Спорт Москвы» — 46,3 млрд рублей.
Размер государственного долга Москвы по состоянию на 1 ноября 2022 года составил 131,4 млрд рублей. Уровень долговой нагрузки на бюджет города Москвы — 4,0% от объема запланированных собственных доходов бюджета. Министерством финансов Российской Федерации Москва отнесена к группе регионов с высоким уровнем долговой устойчивости.
Еще больше новостей о бюджете Москвы — на портале «Открытый бюджет города Москвы» и на нашем телеграм-канале.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или