22.12.2022
Городом выполнены все социальные обязательства перед москвичами и обеспечена высокая доля инвестиционных расходов.
В Московской городской Думе рассмотрели законопроект об итогах исполнения бюджета города Москвы в 2021 году. Документ представила министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Елена Зяббарова.
«2021 год – это год активного восстановления московской экономики после пандемии коронавирусной инфекции. По итогам года валовый региональный продукт увеличился на 5,8%, инвестиции – почти на 19%, промышленное производство – более чем на 34 процента. Все ключевые макроэкономические показатели не только выросли по сравнению с кризисным 2020 годом, но и превысили значения допандемийного 2019 года», - отметила Елена Зяббарова.
Доходы бюджета в отчетном году выросли на 16,3% по отношению к предыдущему году, а к 2019 году – более чем на четверть. Общая сумма поступлений в бюджет города Москвы за 2021 год составила 3,3 трлн рублей.
Налог на прибыль организаций поступил в объеме 1,1 трлн рублей, что на 36% выше показателей 2020 года и на четверть - показателей 2019 года.
В отраслевом разрезе рост поступлений налога отмечался во всех отраслях экономики, за исключением IT-сферы, для которой в отчетном году была установлена нулевая ставка в части налога, зачисляемого в региональные бюджеты.
Налог на доходы физических лиц поступил в бюджет в объеме 1,4 трлн рублей. Рост платежей относительно 2020 года составил 18,5%, к уровню 2019 года - более 31 процента.
Одним из факторов положительной динамики поступлений НДФЛ в условиях пандемии стала способность московского рынка труда быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Адресные федеральные и московские меры поддержки позволили в условиях пандемии поддержать уровень занятости. В результате общая численность официально зарегистрированных безработных по итогам 2021 года вернулась практически к допандемийному уровню.
Поступления по специальным налоговым режимам увеличились на 40,3%, а по сравнению с 2019 годом – на 40,6 процента.
По словам Елены Зяббаровой исполнение бюджета Москвы по расходам в 2021 году составило 3 трлн 445,7 млрд рублей.
Расходы на реализацию государственных программ города в общем объеме расходов достигли почти 96 процентов. Расходы социальной направленности превысили половину всех расходов. Их удельный вес - 58% в общем объеме.
В отчетном году на жизнь города продолжала оказывать влияние пандемия, в связи с чем приоритетом, как и годом ранее, оставалась программа «Столичное здравоохранение». Расходы на ее реализацию за счет бюджета превысили 590 млрд рублей, а с учетом средств фонда обязательного медицинского страхования - почти 900 млрд рублей. Выделенные средства позволили оказать медицинскую помощь порядка 2 млн человек.
К 2021 году в городе была создана система по борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Это дало возможность не только вести борьбу с пандемией коронавируса, но и обеспечить своевременное оказание плановой и экстренной помощи пациентам, а также продолжить реализацию программы повышения качества медицинской помощи.
Особое внимание уделялось направлению «Онкология» и оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Было проведено более 170 тыс. высокотехнологичных операций. Это на 19 тысяч больше, чем годом ранее. Расходы бюджета города на оказание ВМП составили 11 млрд рублей, а с учетом средств обязательного медицинского страхования – почти 28 млрд рублей, что на 15% больше, чем в 2020 году.
«В 2021 году было обеспечено выполнение всех социальных обязательств, сохранены все действующие льготы и программы поддержки москвичей. Около 4,5 млн человек, то есть каждый третий житель города, получили поддержку. Это жители старшего поколения, ветераны войны и труда, семьи с детьми, те, кто оказался в трудной жизненной ситуации. На оказание мер социальной поддержки направлено 564 млрд руб., в том числе в денежной форме – 292 млрд рублей, в натуральной – 272 млрд рублей», - рассказала Елена Зяббарова.
На социальную поддержку старшего поколения направлено 395 млрд рублей, на социальную поддержку семей с детьми - 89 млрд рублей. Профинансировано около 1 млрд поездок льготных категорий граждан на общественном транспорте. Льготами и субсидиями по оплате жилищно-коммунальных услуг воспользовались более 4 млн человек.
Расходы на реализацию программы «Столичное образование» на 16% превысили уровень 2020 года и составили 410 млрд рублей. Несмотря на пандемию сохранён очный формат образования с соблюдением мер эпидемиологической безопасности. Результаты сдачи ЕГЭ показали, что качество знаний, конкурентоспособность московских выпускников остаются на высоком уровне.
Значительно по сравнению с 2020 годом выросли расходы и по другим социальным программам. На культуру - на 28%, на спорт - более чем в полтора раза.
Расходы на исполнение адресной инвестиционной программы, приобретение оборудования, обновление подвижного состава, проведение ремонтов, реновацию и другие мероприятия составили 1 трлн 408 млрд рублей или почти 40% от общего объёма расходов.
На инвестиции в объекты социальной инфраструктуры выделено 160 млрд рублей. Социальная инфраструктура города в отчётном году за счёт всех источников финансирования – и бюджетных, и внебюджетных – пополнилась 99 объектами, в числе которых 60 зданий школ и детских садов, 12 медицинских объектов, 22 спортивных и пять объектов культуры.
Почти 150 млрд израсходовано на проведение ремонтных работ и обновление оборудования в учреждениях социальной сферы.
В здравоохранении осуществлялось внедрение нового Московского стандарта поликлиник. Программа модернизации первичного звена здравоохранения - самая масштабная за всю историю города. В 2021 году на новые стандарты перешли 35 поликлиник различных районах Москвы. Реализация проекта продолжается и в текущем году. По инициативе Мэра Москвы его предполагается досрочно завершить в 2023 году.
Значительный объём бюджетных инвестиций был направлен на развитие транспортной системы Москвы - 512 млрд рублей. В Московском метрополитене введены в эксплуатацию 22 км линий, 11 станций и одно электродепо.
Продолжалось обновление транспортного подвижного состава. В 2021 году на линии метрополитена вышли 337 современных вагонов «Москва». Из бюджета на данные цели выделено 33 млрд рублей. В отчетном году городом приобретены 401 электробус, 71 трамвай и 801 новый автобус стандарта «Евро-5». Всего на обновление подвижного состава наземного транспорта направлено более 19 млрд рублей.
В городе построено почти 92 км автомобильных дорог, 33 транспортных сооружения, 20 пешеходных переходов.
«Столичный бюджет в 2021 году остался сбалансированным, а высокие показатели исполнения его доходной части позволили уже в текущем году мобилизовать необходимые ресурсы на решение задач, обусловленных новыми беспрецедентными вызовами для нашей страны, сохранить устойчивость городской экономики и продолжить реализацию программ развития города», - резюмировала Елена Зяббарова.
С содокладом выступила Председатель комиссии по экономической и социальной политике Московской городской Думы Людмила Гусева. По ее словам, документ необходимо рассматривать в контексте целей, задач и событий, в которых принимался Закон о бюджете. Все составляющие экономической политики города на 2021 год были ориентированы на стабилизацию, восстановление экономики до докризисного уровня и дальнейший ее рост, а также сохранение высокого социального стандарта и безусловное выполнение принятых социальных обязательств перед населением.
«Фактическое исполнение доходов почти на 18% превысило утвержденный законом объем поступлений. Исполнение по расходам составило 103% к уровню 2020 года, причем 58% всех ассигнований – это социальные расходы. Это очень высокий показатель по сравнению с другими периодами! Все социальные обязательства перед москвичами выполнены. Важнейшими направлениями в 2021 году оставались: здравоохранение, социальная сфера, образование, культура, спорт, транспортная доступность. Сохранена и высокая доля и бюджета развития. Расходы на реализацию Адресной инвестиционной программы составили 23,5% от общего объема расходной части бюджета.
Благодаря успешному и последовательному исполнению бюджета в отчетном периоде городская экономика получила тот запас прочности, который помогает выстоять в условиях беспрецедентного санкционного давления», - отметила Людмила Гусева.
На законопроект подготовлено заключение Контрольно-счетной палаты города Москвы. Его представила заместитель руководителя КСП Ирина Горелёнок. Она отметила, что при проведении экспертизы фактов несоответствия показателей законопроекта и представляемым одновременно с ним документам и материалам по годовой отчётности главных администраторов бюджетных средств не установлено. Законопроект сформирован в рамках единой методологии бюджетного учёта и бюджетной отчётности Минфина России и в соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения законопроекта депутаты Московской городской Думы проголосовали за принятие в целом Закона города Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2021 год».
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или