Портал правительства Москвы
0 из 8 уроков
пройдено
успешно
Все уроки
1: Карманные деньги для дошкольника: как научить ребенка грамотно распоряжаться личными финансами

Формировать у ребенка навыки рационального обращения с денежными средствами стоит начать в дошкольном возрасте. Дети с 4 до 6 лет способны понять основные функции денег и осознать, что у товаров и услуг существует стоимость, выраженная в денежном эквиваленте. Как правило, наблюдая за родителем, ребенок хочет самостоятельно совершать покупки, владеть денежными средствами. Поддержать интерес ребенка к финансам помогут карманные деньги.

Дошкольнику следует самому распоряжаться выданными ему денежными средствами. Они должны расходоваться по усмотрению ребенка и не предусматривать трат на обязательные расходы семьи. Карманные деньги – отличный инструмент для знакомства с финансами и получения первичных навыков обращения с денежными средствами. Родителю стоит быть последовательным и терпеливым, а также использовать дополнительные инструменты для повышения заинтересованности ребенка. Например, стоит присмотреться к настольным и сюжетно – ролевым играм, в которых дошкольник сможет взаимодействовать с денежными средствами. Так необходимые навыки будут закреплены гораздо быстрее.

Для формирования у ребенка навыков грамотного обращения с денежными средствами родителю следует:

  1. Знакомить ребенка с видами и формами денег. Рассмотрите с ребенком те монеты и купюры, которые будете выдавать в качестве карманных денег, попробуйте вместе найти различия между ними. Обсудите с ним разницу в номиналах, цветах и рисунках, их значении. Помните, что концентрация внимания ребенка среднего и старшего дошкольного возраста не превышает 10 минут;
  2. Помогать дошкольнику сформировать финансовую цель. Задача родителя – научить ребенка рационально расходовать денежные средства, формулировать желания и ставить значимые финансовые цели. Например, если ребенок мечтает приобрести игрушку-робота стоимостью 5000 рублей, необходимо разъяснить юному покупателю, что одна дорогая игрушка равна по стоимости нескольким недорогим. У ребенка должно сформироваться понимание, что частая трата карманных денег на необязательные и спонтанные покупки не позволит осуществиться его мечте;
  3. Формировать у ребенка навыки финансового планирования. Распечатайте изображение вещи, которую хочет приобрести дошкольник, укажите её стоимость. Разместите картинку в удобном и доступном месте, приложите к ней лист или блокнот с планом накопления денежных средств. Помогите ребенку вписать сумму, которая им уже накоплена, объясните, что в плане накопления нужно отмечать все денежные средства, которые он откладывает в копилку. Это важный инструмент, благодаря которому дошкольник будет видеть процесс накопления, а похвала за соблюдение финансовой дисциплины повысит его мотивацию. Таким образом формируются навыки финансового планирования;
  4. Обсуждать нежелательные покупки. Несмотря на то, что карманные деньги расходуются по личному усмотрению ребенка, заранее обсудите с ним, какие покупки не стоит совершать. Приведите понятные дошкольнику аргументы о вреде тех или иных товаров и услуг. Например, объясните, что покупка большого количества сладостей связана с рисками для здоровья. Договаривайтесь, а не запрещайте. Это правило поможет выстроить доверительные отношения с ребенком и научит его ответственно подходить к выбору финансовой цели;
  5. Установить периодичность, с которой ребенку выдаются карманные деньги, а также определить выдаваемую сумму. Оптимальный размер для первых карманных денег составляет 50 – 100 рублей в неделю. Не стоит «доплачивать» за успехи в обучении или выполнение домашних обязанностей. Никто из взрослых не получает вознаграждение за мытье посуды у себя дома;
  6. Помогать с формированием первых накоплений. Отличный вариант – прозрачная копилка. Так дошкольник будет видеть процесс накопления денежных средств. Это научит его терпению в вопросах формирования накоплений. Не используйте накопленные денежные средства ребенка без ведома ребенка;
  7. Совершать покупки в магазинах вместе. В 4 – 6 лет ребенок ходит в магазин вместе с родителями. Это позволит контролировать его траты, а также поможет объяснить дошкольнику базовые правила посещения магазина. Перед входом в магазин огласите список тех покупок, которые необходимо совершить. Проходя мимо полок с товарами спрашивайте ребенка: «Нужно ли нам это купить? Был ли этот товар в списке?». Это позволит закрепить навыки посещения магазина, выбора и покупки товаров. Кроме того, можно повысить мотивацию ребенка, назначив его хранителем чеков в семье. Таким образом дошкольник начнет понимать ценность продуктов, одежды и других вещей. Если у ребенка возникнет желание совершить незапланированную покупку, напомните ему о финансовой цели. Предупредите, что спонтанные траты мешают накоплению денежных средств. Помогите ребенку определить, хватает ли ему накопленных карманных денег на совершение покупки. Научите дошкольника проверять качество товара, его срок годности и сохранять чек об оплате. На кассе помогите ребенку оплатить товар и объясните, что сдачу можно вернуть в копилку. Не забудьте напомнить дошкольнику обновить данные в блокноте.

Следуя этим правилам, вы поможете ребенку получить базовые навыки обращения с денежными средствами, сформируете у него привычку контролировать доходы и расходы, а также создавать накопления.

 

Домашнее задание

Перед походом в магазин составьте список обязательных покупок. В магазине зачитайте перечень товаров и позвольте дошкольнику контролировать наполнение покупательской корзины. Перед оплатой покупок у кассы спросите у ребенка: «Все ли необходимые товары лежат в корзине? От каких покупок можно отказаться?». Таким образом родитель формирует у дошкольника осознанный подход к тратам и планированию расходов.

Посмотрите вечером мультсериал «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» выпуск «Лимонадный Крош». Порассуждайте о поведении Кроша. Спросите у ребенка, чтобы он сделал на месте Кроша и правильно ли поступил герой мультфильма?

 

 

вопросы
Какой оптимальный размер карманных денег для ребенка 4 – 6 лет в неделю?
Знакомство ребенка с денежными средствами начинается с:
Какой формат занятий поможет ребенку лучше усвоить знания по финансовой грамотности?