При покупке товаров и услуг ребенок в возрасте 7-9 лет может не понимать, что такое наличный и безналичный способы оплаты и какие у них особенности. Задача родителя - познакомить ребенка с существующими формами денежных средств и правилами их использования.
Следует иметь в виду, что концентрация внимания школьника младшего возраста составляет 15-20 минут, поэтому необходимо запланировать не одно, а несколько занятий по данной теме.
Первое занятие рекомендуется посвятить изучению монет. Положите перед школьником монеты разных номиналов и попросите найти между ними сходства и различия. Тактильный опыт важен в этом возрасте, поэтому ребенку следует самому взять в руки каждую из монет.
Покажите ребенку аверс - лицевую сторону с изображением двуглавого орла и реверс - оборотную сторону с указанием номинала. Объясните, что номинал отражает стоимость монет и купюр, установленную эмитентом. С помощью номинала мы понимаем, сколько необходимо заплатить, чтобы приобрести товар или услугу. Для закрепления полученных знаний предложите ребенку решить простую математическую задачу: посчитать, сколько монет номиналом 1 и 2 рубля понадобится, чтобы купить шоколадку стоимостью 10 рублей.
Школьник еще лучше запомнит названия сторон монеты, если периодически играть с ним в игру «Орел или решка?».
Второе занятие может быть посвящено банкнотам. Подготовьте купюры номиналом 5, 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 рублей. Особое внимание уделите банкнотам, которые планируете выдавать ребенку в качестве карманных денежных средств. Перед занятием родителю рекомендуется ознакомиться с информацией о банкнотах, размещенной на официальном сайте Банка России в разделе «Наличное денежное обращение».
Расскажите ребенку, что у бумажных денежных знаков нет аверса и реверса, а их стороны называются: лицевая и оборотная. На купюрах, как правило, изображено множество символов, в том числе номинал и элементы сюжетного оформления, посвященного одному из городов России. Например, на банкноте 200 рублей изображен памятник затопленным кораблям в г. Севастополе, а на купюре 1000 рублей образца 1997 года - достопримечательности города Ярославля. Кроме того, каждая банкнота обладает уникальными признаками подлинности. Именно они защищают денежные знаки от копирования и подделки. Подробнее о способах защиты банкнот можно узнать на официальном сайте Банка России в разделе «Банкноты» или в телеграм-канале Департамента финансов города Москвы «Открытый бюджет Москвы». Выберите одну из купюр и обсудите с ребенком существующие признаки подлинности.
Отдельное занятие следует посвятить правилам безопасного обращения с наличными денежными средствами. Расскажите школьнику про основные из них:
Обсуждая с ребенком монеты и купюры, расскажите о том, что некоторые денежные знаки могут иметь более высокую рыночную стоимость по сравнению с номиналом. Например, монеты из драгоценных металлов, выпускаемые Банком России. Познакомиться с ними можно на сайте регулятора.
Обязательно предупредите ребенка о возможности столкнуться с фальшивыми банкнотами. Объясните, что расплачиваться можно только настоящими купюрами, имеющими признаки подлинности, которые вы обсуждали ранее. Для наглядности покажите младшему школьнику банкноту, распечатанную на принтере, и попросите сравнить с настоящей. Обсудите с ним порядок действий в случае, если в магазине купюру не принимают к оплате и называют поддельной. В этой ситуации следует позвонить родителям и вместе с ними обратиться в ближайшее отделение банка для её проверки.
Последнее занятие может быть посвящено использованию безналичных денежных средств. Родители вправе оформить детскую банковскую карту на имя ребенка, если ему 6 и более лет. Она будет привязана к банковскому счету взрослого и позволит ему отслеживать информацию обо всех платежах и переводах школьника.
При первом знакомстве с банковской картой предложите школьнику рассмотреть её элементы: номер, логотип и голограмму платежной системы, наименование банка, срок действия, имя держателя, чип, магнитную полосу, код проверки подлинности (CVC/CVV-код) номер горячей линии кредитной организации.
Объясните ребенку принцип работы карты и обратите его внимание на то, что денежные средства на ней не бесконечны и требуют пополнения. Договоритесь со школьником о размере и периодичности ее пополнения, установите мобильное приложение, чтобы он мог следить за своим счетом. Однако не стоит сразу же надеяться на осознанное и рациональное финансовое поведение младшего школьника. Важно совместно с ним контролировать процесс трат и обсуждать их целесообразность. Это подтолкнет ребенка к соблюдению финансовой дисциплины.
Особое внимание в разговоре со школьником следует уделить правилам безопасного использования банковской карты:
В 7-9 лет школьник становится самостоятельным участником финансовых отношений. С каждым днем он всё чаще сталкивается с необходимостью оплачивать товары и услуги в магазине, школе, транспорте. В этот период родителю следует направлять и поддерживать ребенка в его первых самостоятельных покупках.
Домашнее задание.
Для закрепления усвоенного материала зайдите на сайт fincult.info и предложите ребенку поиграть в игру «Космический детектив: загадка семи банкнот». Игровая форма обучения - лучший способ получения знаний в этом возрасте.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или