Мобильный телефон стал неотъемлемой частью повседневной жизни граждан. Дети и подростки активно применяют его для общения с друзьями, учебы и развлечений. При этом наличие у ребенка смартфона делает его уязвимым для действий мошенников. Именно поэтому задача родителей - объяснить, как вести себя в случае получения подозрительного звонка или сообщения.
Прежде всего следует рассказать ребенку о существовании злоумышленников, которые стремятся получить доступ к денежным средствам и персональным данным не только ребенка, но и членов его семьи. Предупредите ребенка о психологических приемах, которые используют злоумышленники, чтобы вызвать у собеседника чувство страха, тревоги и растерянности. Для достижения своих целей мошенники торопят, пугают, запрещают советоваться с родственниками или друзьями, угрожают и шантажируют.
В качестве примера можно распечатать для школьника шпаргалку с наиболее распространенными фразами злоумышленников, услышав которые необходимо насторожиться:
Фразы, связанные со школой и обучением:
Фразы, связанные с родственниками или друзьями:
Фразы «представителей» организаций и государственных учреждений:
Фразы, связанные с аккаунтами, персональными данными и денежными средствами:
Обязательно познакомьте ребенка с наиболее распространенными уловками, используемыми мошенниками. Например, когда неизвестный абонент представляется сотрудником банка, после чего сообщает о подозрительных действиях с банковской картой ребенка или его родителей. Для сохранения денежных средств и их защиты собеседник просит продиктовать номер, срок действия карты и CVV/CVC-код с оборотной стороны платежного средства.
Кроме того, злоумышленники могут позвонить от имени сотрудников государственных и правоохранительных органов. В этом случае они пытаются запугать ребенка возможным арестом родителей, угрозой их здоровью или имуществу. Ребенку внушают, что избежать этого можно, если передать находящиеся дома документы и ценные вещи на хранение «ответственному представителю».
Следует объяснить, что таких приемов много – они постоянно совершенствуются и видоизменяются. Главное правило, которое необходимо усвоить: не следует общаться с незнакомыми людьми по телефону без присутствия взрослого, а при поступлении такого звонка надо сразу прекращать диалог. Предупредите ребенка, что по телефону нельзя сообщать никакую информацию о себе и родственниках, в том числе данные документов, адреса проживания, номера и сроки действия банковских карт, трехзначные CVV/CVC-коды, а также пароли и коды из СМС-сообщений и уведомлений, которые банки и различные сервисы, в том числе государственные, присылают для подтверждения операций или иных действий. Уберите важные документы в недоступное для ребенка место.
Договоритесь со школьником о том, что при получении любого звонка или сообщения от постороннего, вне зависимости от статуса или должности, необходимо немедленно завершить разговор и сразу же связаться со старшими.
Эффективным методом обучения является ролевая игра. Попросите друзей или родных позвонить ребенку и разыграть небольшой диалог. Например, звонок от «сотрудника банка», который сообщает о блокировке карты, обращается якобы от имени директора школы с просьбой срочно продиктовать код из сообщения, чтобы внести изменения в электронный дневник, или поздравляет с выигрышем в школьную лотерею. Заранее обсудите верную модель поведения: следует спокойно ответить, что вся информация будет передана родителям, прекратить разговор и сообщить взрослым о случившемся.
Опасность представляют не только звонки, но и СМС-сообщения, сообщения в мессенджерах и социальных сетях. Расскажите ребенку о том, что при получении уведомления от государственных или правоохранительных органов ни в коем случае нельзя на них отвечать или перезванивать по указанному номеру. Обратите внимание на то, что представители правоохранительных и других органов государственной власти не используют мессенджеры и социальные сети для связи с гражданами.
Придумайте вместе со школьником контрольный вопрос, который ему следует задать собеседнику и, желательно, неочевидный ответ на него. Данный инструмент поможет при получении звонка или сообщения с просьбой перевести денежные средства или указать какие-либо персональные данные якобы по просьбе родителей. Например, ответ на вопрос «Как зовут нашу собаку?» может быть «Четыре». Не забывайте менять контрольный вопрос и ответ каждые два-три месяца. Убедитесь, что ребенок запомнил данную информацию.
Установите на телефон определитель номера. Данную услугу предоставляют как операторы мобильной связи, так и кредитные организации. Важно познакомить ребенка с принципом работы новой функции и попросить не отвечать на звонки, помеченные как «спам» или «подозрительные». Составьте вместе список доверенных контактов. В него должны входить родители, близкие родственники и другие взрослые, к которым можно обратиться, а также экстренные службы.
Периодически обсуждайте в семье новости о новых способах мошенничества, рассказывайте интересные истории о том, как другие люди справились с подобными ситуациями. Проинструктируйте ребёнка, что к родителям следует обращаться, даже если мошенникам удалось достичь своей цели. Важно помнить, что открытый диалог и поддержка взрослых помогут школьнику чувствовать себя увереннее и не поддаваться на уловки злоумышленников.
Домашнее задание.
Сыграйте с ребенком в ролевую игру, где он «примерит» на себя роль мошенника. Попросите его придумать и разыграть пять диалогов, которые могли бы произойти в телефонном разговоре. Напомните школьнику, что злоумышленники стараются вызвать сильные эмоции у собеседника с помощью внезапных ситуаций. Например, выигрыш в лотерею, несчастный случай или попытка хищения денежных средств со счета. На своем примере продемонстрируйте алгоритм действий при получении подозрительного звонка.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или