Портал правительства Москвы
0 из 8 уроков
пройдено
успешно
Все уроки
4: Телефонное мошенничество: как научить ребенка избегать общения со злоумышленниками

Мобильный телефон стал неотъемлемой частью повседневной жизни граждан. Дети и подростки активно применяют его для общения с друзьями, учебы и развлечений. При этом наличие у ребенка смартфона делает его уязвимым для действий мошенников. Именно поэтому задача родителей - объяснить, как вести себя в случае получения подозрительного звонка или сообщения.

Прежде всего следует рассказать ребенку о существовании злоумышленников, которые стремятся получить доступ к денежным средствам и персональным данным не только ребенка, но и членов его семьи. Предупредите ребенка о психологических приемах, которые используют злоумышленники, чтобы вызвать у собеседника чувство страха, тревоги и растерянности. Для достижения своих целей мошенники торопят, пугают, запрещают советоваться с родственниками или друзьями, угрожают и шантажируют.

В качестве примера можно распечатать для школьника шпаргалку с наиболее распространенными фразами злоумышленников, услышав которые необходимо насторожиться:

Фразы, связанные со школой и обучением:

  • это директор/завуч твоей школы;
  • нужно срочно внести изменения в электронный журнал/дневник;
  • необходимо подтвердить переход в другое полугодие/четверть/семестр;
  • ты допустил ошибку при подаче заявления на ОГЭ/ЕГЭ, необходимо подтвердить исправления;
  • предлагаем приобрести ответы на вопросы ОГЭ/ЕГЭ/олимпиады;
  • для подтверждения направления заявления о поступлении в вуз/колледж продиктуйте код.

Фразы, связанные с родственниками или друзьями:

  • вашей маме/папе/родственнику/другу нужна срочная медицинская помощь;
  • продиктуйте паспортные данные своих родителей;
  • возьмите телефон мамы/папы/родственников;
  • вашим родителям грозит уголовная ответственность;
  • проверьте банковский счет мамы/папы/родственников;
  • найдите паспорта/деньги/ценные вещи в квартире/доме и передайте их курьеру/сотруднику;
  • это мама/папа/родственник/друг, мне срочно нужны деньги, не мог бы ты дать в долг/перевести.

Фразы «представителей» организаций и государственных учреждений:

  • сотрудник банка/Банка России/ЦБ РФ;
  • сотрудник вашего мобильного оператора;
  • сотрудник портала «Госуслуги»;
  • сотрудник ФСБ/ МВД/ Следственного комитета/ Прокуратуры/Министерства/Департамента/Правительства;
  • сотрудник «Почты России», службы доставки, маркетплейса и др.

Фразы, связанные с аккаунтами, персональными данными и денежными средствами:

  • предлагаем быстрый и легкий заработок в Интернете;
  • вы можете сдать в аренду ваш аккаунт в социальных сетях/мессенджерах;
  • поздравляем, вы стали победителем розыгрыша/лотереи/конкурса, для подтверждения получения выигрыша продиктуйте код из сообщения/уведомления;
  • мы получили заявку на кредит от вашего имени/от имени ваших родителей;
  • ваши деньги пытаются похитить;
  • зафиксирована подозрительная операция по вашей карте/счету;
  • истекает срок действия сим-карты;
  • продиктуйте код из СМС-сообщения/уведомления;
  • включите демонстрацию экрана;
  • сгенерируйте QR-код;
  • необходимо сообщить данные карты/паспорта/СНИЛС/ИНН и пр.

Обязательно познакомьте ребенка с наиболее распространенными уловками, используемыми мошенниками. Например, когда неизвестный абонент представляется сотрудником банка, после чего сообщает о подозрительных действиях с банковской картой ребенка или его родителей. Для сохранения денежных средств и их защиты собеседник просит продиктовать номер, срок действия карты и CVV/CVC-код с оборотной стороны платежного средства.

Кроме того, злоумышленники могут позвонить от имени сотрудников государственных и правоохранительных органов. В этом случае они пытаются запугать ребенка возможным арестом родителей, угрозой их здоровью или имуществу. Ребенку внушают, что избежать этого можно, если передать находящиеся дома документы и ценные вещи на хранение «ответственному представителю».

Следует объяснить, что таких приемов много – они постоянно совершенствуются и видоизменяются. Главное правило, которое необходимо усвоить: не следует общаться с незнакомыми людьми по телефону без присутствия взрослого, а при поступлении такого звонка надо сразу прекращать диалог. Предупредите ребенка, что по телефону нельзя сообщать никакую информацию о себе и родственниках, в том числе данные документов, адреса проживания, номера и сроки действия банковских карт, трехзначные CVV/CVC-коды, а также пароли и коды из СМС-сообщений и уведомлений, которые банки и различные сервисы, в том числе государственные, присылают для подтверждения операций или иных действий. Уберите важные документы в недоступное для ребенка место.

Договоритесь со школьником о том, что при получении любого звонка или сообщения от постороннего, вне зависимости от статуса или должности, необходимо немедленно завершить разговор и сразу же связаться со старшими.

Эффективным методом обучения является ролевая игра. Попросите друзей или родных позвонить ребенку и разыграть небольшой диалог. Например, звонок от «сотрудника банка», который сообщает о блокировке карты, обращается якобы от имени директора школы с просьбой срочно продиктовать код из сообщения, чтобы внести изменения в электронный дневник, или поздравляет с выигрышем в школьную лотерею. Заранее обсудите верную модель поведения: следует спокойно ответить, что вся информация будет передана родителям, прекратить разговор и сообщить взрослым о случившемся.

Опасность представляют не только звонки, но и СМС-сообщения, сообщения в мессенджерах и социальных сетях. Расскажите ребенку о том, что при получении уведомления от государственных или правоохранительных органов ни в коем случае нельзя на них отвечать или перезванивать по указанному номеру. Обратите внимание на то, что представители правоохранительных и других органов государственной власти не используют мессенджеры и социальные сети для связи с гражданами.

Придумайте вместе со школьником контрольный вопрос, который ему следует задать собеседнику и, желательно, неочевидный ответ на него. Данный инструмент поможет при получении звонка или сообщения с просьбой перевести денежные средства или указать какие-либо персональные данные якобы по просьбе родителей. Например, ответ на вопрос «Как зовут нашу собаку?» может быть «Четыре». Не забывайте менять контрольный вопрос и ответ каждые два-три месяца. Убедитесь, что ребенок запомнил данную информацию.

Установите на телефон определитель номера. Данную услугу предоставляют как операторы мобильной связи, так и кредитные организации. Важно познакомить ребенка с принципом работы новой функции и попросить не отвечать на звонки, помеченные как «спам» или «подозрительные». Составьте вместе список доверенных контактов. В него должны входить родители, близкие родственники и другие взрослые, к которым можно обратиться, а также экстренные службы.

Периодически обсуждайте в семье новости о новых способах мошенничества, рассказывайте интересные истории о том, как другие люди справились с подобными ситуациями. Проинструктируйте ребёнка, что к родителям следует обращаться, даже если мошенникам удалось достичь своей цели. Важно помнить, что открытый диалог и поддержка взрослых помогут школьнику чувствовать себя увереннее и не поддаваться на уловки злоумышленников.

Домашнее задание.

Сыграйте с ребенком в ролевую игру, где он «примерит» на себя роль мошенника. Попросите его придумать и разыграть пять диалогов, которые могли бы произойти в телефонном разговоре. Напомните школьнику, что злоумышленники стараются вызвать сильные эмоции у собеседника с помощью внезапных ситуаций. Например, выигрыш в лотерею, несчастный случай или попытка хищения денежных средств со счета. На своем примере продемонстрируйте алгоритм действий при получении подозрительного звонка.

вопросы
Что является целью телефонных мошенников?
Как часто следует менять кодовый вопрос и ответ на него?
Что поможет дополнительно обезопасить ребенка от действий телефонных мошенников?