Портал правительства Москвы
0 из 8 уроков
пройдено
успешно
Все уроки
5: Откуда в семье берутся деньги?

Финансовую культуру ребенка следует развивать с раннего возраста. Для этого необходимо регулярно обсуждать с ним семейный бюджет, совместные траты, приводить простые примеры из реальной жизни. Не менее важно в доступной форме объяснить, каким образом формируется семейная «копилка», кто участвует в ее наполнении и почему у каждой семьи она разная.

Не стоит перегружать ребенка большим объемом информации.
В 6-7 лет достаточно рассказать про источники появления денежных средств и о том, каким образом они распределяются в семейном бюджете.

Начать следует с объяснения, что такое семейный бюджет. Расскажите ребенку, что это план доходов и расходов всех членов семьи в определенный период времени. Важно упомянуть, что доходы могут формироваться за счет различных источников. Основную часть поступлений обеспечивают, как правило, родители, получая ежемесячный доход в виде заработной платы, например, папа - за то, что строит дома, а мама – за проведение уроков в школе. Их ежемесячный доход составляет основу семейного бюджета.

Бабушки и дедушки также могут участвовать в пополнении семейного бюджета. Их ежемесячным доходом является пенсия, которую назначает и выплачивает государство за труд на протяжении многих лет. Размер пенсии у бабушек и дедушек может отличаться в зависимости от условий труда, занимаемой должности, трудового стажа, размера заработной платы.

К другим членам семьи, имеющим источник дохода, можно отнести старших братьев и сестер, обучающихся на бюджетной основе в колледже или вузе и получающих стипендию. Также важно рассказать ребенку, что начиная с 14 лет его старшие братья или сестры могут устроиться на работу и получать заработную плату за свой труд.

Помимо дохода от основной работы, у членов семьи могут быть другие виды источников, например доходы от предпринимательской или инвестиционной деятельности.

Маленькому ребенку совершенно не обязательно называть точный размер доходов семьи, а важно объяснить, как они расходуются. Обсуждение расходов - немаловажная часть изучения семейного бюджета. Ребенку следует объяснить, что расходы необходимо планировать, учитывая потребности, интересы и желания каждого члена семьи. Ребенок должен понимать, что в первую очередь расходы связаны с обязательными тратами: коммунальными платежами, приобретением продуктов, одежды и лекарств. Например, мама и папа ежемесячно приобретают абонемент на проезд в общественном транспорте, бабушке и дедушке необходимо регулярно покупать лекарства, а ребенку – оплачивать обучение в спортивной секции. После распределения обязательных трат желательно часть денежных средств направить на формирование сбережений, поскольку они являются резервом на случай, если семья лишится части доходов или потребуется совершить непредвиденные расходы. Например, если одного из родителей уволят или дома сломается холодильник. Кроме того, накопления нужны для достижения крупных финансовых целей – покупки новой бытовой техники, автомобиля, путевки на море. Расскажите ребенку, что оставшейся частью доходов каждая семья распоряжается по-своему. Кто-то направляет дополнительные денежные средства в «семейную копилку», другие тратят на необязательные, но приятные расходы, например походы в кинотеатр, парк развлечений, покупку новых гаджетов и др.

Кроме того, ребенку следует объяснить, что у каждой семьи свои источники доходов и приоритеты в расходовании средств. Важно рассказать, что разные виды деятельности оплачиваются по-разному: размер заработной платы может зависеть от объема выполняемой работы, спроса на конкретный вид деятельности на рынке труда, а также экономической ситуации. Такое общение позволит сформировать у ребенка правильное отношение к денежным средствам, поможет ему понять финансовые потребности и возможности своей семьи и начать задумываться о возможности получения дохода.

 

Домашнее задание. Сыграйте с ребенком в игру. Придумайте ему «работу», например изготовление кормушек для птиц. Подготовьте импровизированный трудовой договор, в котором будет присутствовать описание трудовых обязанностей дошкольника. Обязательно укажите размер оплаты за одну кормушку и критерии проверки качества выполненной работы. Помните, что сумма оплаты не должна быть большой. Предложите дошкольнику смастерить десять таких кормушек. Тщательно отслеживайте качество поделок, при наличии дефектов направляйте их на доработку. Ребенку необходимо понять, что оплата следует только за качественно выполненную работу. В рамках данной игры не рекомендуется использовать материальное поощрение за исполнение домашних обязанностей, чтобы избежать путаницы: когда ребенок помогает близким выполнять домашние обязанности, а когда получает оплату за свои профессиональные навыки.

вопросы
О каких видах доходов следует рассказывать дошкольнику?
Какие расходы необходимо распланировать в первую очередь?
Что не влияет на размер трудовой пенсии?