Чем раньше ребенок научится правильно управлять личными финансами, тем увереннее и разумнее он будет использовать их во взрослой жизни. Дети могут получить этот полезный навык, обсуждая с родителями предстоящие траты и самостоятельно распоряжаясь карманными денежными средствами. Необходимость принятия финансовых решений будет способствовать осознанному использованию денежных средств, формированию привычки планировать личный бюджет и контролировать расходы.
В первую очередь взрослому следует продемонстрировать финансовую дисциплину на личном примере. Ответственное отношение к решению финансовых вопросов со стороны родителей будет способствовать формированию такой же привычки у ребенка.
Практическое изучение рационального использования денежных средств можно начать с построения личного финансового плана ребенка. Предложите ему выписать все предстоящие расходы за неделю, а затем отметить, какие из них обязательные, а какие можно перенести на следующую неделю. Объясните школьнику, что если ему необходимо, например, 100 рублей в день, то в неделю ему потребуется не менее 700 рублей, и эту часть карманных денег не стоит тратить на спонтанные покупки.
Желательно, чтобы регулярно выделяемая сумма не изменялась от случая к случаю, а была стабильной. Это позволит ребенку планировать свои расходы более четко и осмысленно, например на покупку мороженого, набора карандашей или игрушки.
Важно объяснить ребенку, что денежные средства выдаются ему не только на текущие расходы, но и на достижение финансовой цели - покупки, для осуществления которой необходимо откладывать часть полученных денежных средств. Например, для приобретения игровой приставки или кроссовок.
В целях тренировки навыков планирования предложите ребенку составить таблицу трат на каждый день следующей недели и через 7 дней обсудите с ним, соответствовали ли его ожидаемые расходы действительным. Вероятнее всего хотя бы в один из дней школьник потратит больше, чем запланировал. Проанализируйте вместе с ним причину, по которой это произошло, совершил ли он внеплановую покупку спонтанно или по необходимости. Не игнорируйте ситуации, когда ребенок тратит накопления на незапланированные и необязательные покупки. Важно обсудить с ним случившееся и объяснить, что спонтанные приобретения замедляют достижение поставленной цели. Постарайтесь вместе сделать выводы - произошедшее должно стать не причиной страха, а источником получения жизненного опыта и навыков принятия финансовых решений.
Следует также объяснить ребенку, что каждый из нас может столкнуться с незапланированными, но обязательными расходами. Например, при потере транспортной карты может потребоваться оплата проезда. Предложите школьнику добавить в свой финансовый план формирование «неприкосновенного запаса», к которому он сможет обратиться в крайнем случае. Его размер может составлять сумму расходов ребенка на 1-2 дня.
Во время совместного планирования расходов важно делать акцент на желаниях ребенка, которые могут служить источником дополнительной мотивации. Поинтересуйтесь, что он хочет приобрести, и предложите ему попробовать самостоятельно накопить денежные средства на достижение финансовой цели. Дети 7-9 лет склонны к потере заинтересованности при долгосрочной деятельности, не предполагающей мгновенного результата. Именно поэтому финансовая цель должна быть краткосрочной. Помогите выбрать ребенку желаемый предмет, на который он сможет накопить в течение 1-2 месяцев. Зная стоимость предполагаемого товара, вместе примите решение, какую часть карманных средств можно регулярно откладывать и сколько времени потребуется на то, чтобы получить необходимую сумму.
Дополнительной мотивацией к формированию накоплений может стать софинансирование со стороны родителей. Договоритесь с ребенком, что четкое следование финансовому плану будет вести к получению им дополнительных денежных средств, например 10-20% от сформированных за неделю или месяц накоплений. С одной стороны, это приблизит ребенка к достижению цели, с другой - станет для него отличной мотивацией и примером работы современных сберегательных инструментов: вкладов и накопительных счетов, которыми пользуются родители.
Не забывайте хвалить ребенка и напоминать ему о финансовой дисциплине. Визуализировать желаемую покупку поможет распечатанное изображение товара с указанием его стоимости и оставшейся суммы для покупки.
Сформированный в детстве навык рационального использования денежных средств поможет ребенку понять ценность денежных средств, а также легче адаптироваться к необходимости принятия финансовых решений во взрослой жизни.
Домашнее задание. Посмотрите вместе с ребенком мультсериал «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» выпуск «Черный день». Порассуждайте о поведении Карыча. Спросите у школьника, что бы он сделал на месте Карыча и правильно ли поступил герой мультфильма, не потратив, а сохранив денежные средства в качестве финансовой подушки безопасности?
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или