Портал правительства Москвы
0 из 8 уроков
пройдено
успешно
Все уроки
6: Рациональное расходование денежных средств

Чем раньше ребенок научится правильно управлять личными финансами, тем увереннее и разумнее он будет использовать их во взрослой жизни. Дети могут получить этот полезный навык, обсуждая с родителями предстоящие траты и самостоятельно распоряжаясь карманными денежными средствами. Необходимость принятия финансовых решений будет способствовать осознанному использованию денежных средств, формированию привычки планировать личный бюджет и контролировать расходы.

В первую очередь взрослому следует продемонстрировать финансовую дисциплину на личном примере. Ответственное отношение к решению финансовых вопросов со стороны родителей будет способствовать формированию такой же привычки у ребенка.

Практическое изучение рационального использования денежных средств можно начать с построения личного финансового плана ребенка. Предложите ему выписать все предстоящие расходы за неделю, а затем отметить, какие из них обязательные, а какие можно перенести на следующую неделю. Объясните школьнику, что если ему необходимо, например, 100 рублей в день, то в неделю ему потребуется не менее 700 рублей, и эту часть карманных денег не стоит тратить на спонтанные покупки.  

Желательно, чтобы регулярно выделяемая сумма не изменялась от случая к случаю, а была стабильной.  Это позволит ребенку планировать свои расходы более четко и осмысленно, например на покупку мороженого, набора карандашей или игрушки.

Важно объяснить ребенку, что денежные средства выдаются ему не только на текущие расходы, но и на достижение финансовой цели - покупки, для осуществления которой необходимо откладывать часть полученных денежных средств. Например, для приобретения игровой приставки или кроссовок.

В целях тренировки навыков планирования предложите ребенку составить таблицу трат на каждый день следующей недели и через 7 дней обсудите с ним, соответствовали ли его ожидаемые расходы действительным. Вероятнее всего хотя бы в один из дней школьник потратит больше, чем запланировал. Проанализируйте вместе с ним причину, по которой это произошло, совершил ли он внеплановую покупку спонтанно или по необходимости. Не игнорируйте ситуации, когда ребенок тратит накопления на незапланированные и необязательные покупки. Важно обсудить с ним случившееся и объяснить, что спонтанные приобретения замедляют достижение поставленной цели. Постарайтесь вместе сделать выводы - произошедшее должно стать не причиной страха, а источником получения жизненного опыта и навыков принятия финансовых решений. 

Следует также объяснить ребенку, что каждый из нас может столкнуться с незапланированными, но обязательными расходами. Например, при потере транспортной карты может потребоваться оплата проезда. Предложите школьнику добавить в свой финансовый план формирование «неприкосновенного запаса», к которому он сможет обратиться в крайнем случае. Его размер может составлять сумму расходов ребенка на 1-2 дня.

Во время совместного планирования расходов важно делать акцент на желаниях ребенка, которые могут служить источником дополнительной мотивации. Поинтересуйтесь, что он хочет приобрести, и предложите ему попробовать самостоятельно накопить денежные средства на достижение финансовой цели. Дети 7-9 лет склонны к потере заинтересованности при долгосрочной деятельности, не предполагающей мгновенного результата. Именно поэтому финансовая цель должна быть краткосрочной. Помогите выбрать ребенку желаемый предмет, на который он сможет накопить в течение 1-2 месяцев. Зная стоимость предполагаемого товара, вместе примите решение, какую часть карманных средств можно регулярно откладывать и сколько времени потребуется на то, чтобы получить необходимую сумму.

Дополнительной мотивацией к формированию накоплений может стать софинансирование со стороны родителей. Договоритесь с ребенком, что четкое следование финансовому плану будет вести к получению им дополнительных денежных средств, например 10-20% от сформированных за неделю или месяц накоплений. С одной стороны, это приблизит ребенка к достижению цели, с другой - станет для него отличной мотивацией и примером работы современных сберегательных инструментов: вкладов и накопительных счетов, которыми пользуются родители.

Не забывайте хвалить ребенка и напоминать ему о финансовой дисциплине. Визуализировать желаемую покупку поможет распечатанное изображение товара с указанием его стоимости и оставшейся суммы для покупки.

Сформированный в детстве навык рационального использования денежных средств поможет ребенку понять ценность денежных средств, а также легче адаптироваться к необходимости принятия финансовых решений во взрослой жизни.

 

Домашнее задание. Посмотрите вместе с ребенком мультсериал «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» выпуск «Черный день». Порассуждайте о поведении Карыча. Спросите у школьника, что бы он сделал на месте Карыча и правильно ли поступил герой мультфильма, не потратив, а сохранив денежные средства в качестве финансовой подушки безопасности?

вопросы
Что поможет ребенку научиться разумному расходованию денежных средств?
Зачем ребенку каждую неделю закладывать небольшой «неприкосновенный запас» в свой финансовый план?
Какая финансовая цель будет оптимальной для ребенка 7-9 лет?