Использование карманных денежных средств является важным шагом к получению навыков самостоятельного управления личными финансами. Вместе с тем наличие у детей доступа к деньгам делает их потенциальной мишенью для мошенников. Младшие школьники используют наличные денежные средства, детские банковские карты, мобильные приложения кредитных организаций, могут совершать покупки в интернет-магазинах и на маркетплейсах. При этом ребенку в силу возраста и отсутствия необходимого опыта не всегда хватает знаний и навыков для того, чтобы вовремя определить злоумышленника. Именно поэтому взрослому необходимо не только объяснить школьнику, что такое мошенничество, но и научить его защищать свои персональные данные и сбережения от уловок злоумышленников.
Современные средства коммуникации позволяют постоянно быть на связи, обеспечивают доступ к данным банковских карт, личным кабинетам, аккаунтам, паролям и иной конфиденциальной информации.
В случае с детьми и подростками телефонные мошенники совершают звонки от имени родителей и других старших членов семьи, озвучивают в разговоре имеющуюся у них информацию, например адрес место жительства, учебы или работы. Они используют доверчивость ребенка, стремятся вызвать у него чувство страха, тревоги или растерянности. Например, могут сообщить о блокировке банковской карты или о попытке хищения денежных средств и предложить перевести их на «безопасный» счет или счет родителей. Другой распространенный пример действий злоумышленников – просьба перевести денежные средства, которая исходит якобы от близких и друзей. Младший школьник, получив сообщение от мамы или папы, как правило, не задумывается о риске столкнуться с мошенниками.
Страх за близких и желание помочь могут подтолкнуть ребенка к импульсивному и опрометчивому решению. Важно объяснить школьнику, что правила поведения в таких ситуациях просты – не отвечать на звонки от незнакомым абонентов либо незамедлительно прекратить общение и рассказать о таком звонке родителям. Дополнительной мерой защиты от телефонного мошенничества является установка специального приложения – определителя номера, который предупредит ребенка о подозрительном звонке. Предупредите его о необходимости отклонять вызовы, которые программа отмечает как потенциальный спам или мошенничество.
Источником риска для личного бюджета ребенка может стать Интернет. Школьники активно используют его возможности: изучают необходимую для учебы информацию, совершают покупки, участвуют в онлайн-играх. При этом они редко осознают, что неосторожное использование интернет-сервисов может привести к потере денежных средств или персональных данных.
Одним из самых распространенных видов мошенничества в сети является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей (пароли, логины, номера банковских карт) с помощью поддельных сайтов, рассылки фальшивых электронных писем, в том числе передача вредоносных программ, которые злоумышленники могут распространять в качестве ссылок на скачивание фотографий, видео или компьютерных игр. Нередко это происходит от имени близкого человека, аккаунт которого взломали мошенники. С зараженного вирусом устройства злоумышленники могут получить доступ к большому объему информации: логинам и паролям, данным переписки и контактам. Если ребенок освоил онлайн-шоппинг и активно оформляет заказы в интернет-магазинах и на маркетплейсах, он также может попасть на поддельную страницу торговых площадок, а также порталов, созданных специально для хищения информации о банковских картах и персональных данных граждан. Стоит учитывать, что злоумышленники под предлогом одобрения той или иной покупки могут запросить паспортные, банковские и иные данные родителей, что поставит весь бюджет семьи под угрозу. Именно поэтому важно объяснить ребенку основные правила цифровой гигиены:
Особый риск для ребенка представляют онлайн-игры, предлагающие легкий и быстрый заработок. Школьник, как правило, хочет иметь больше собственных денежных средств, чтобы позволить себе то, что не разрешают приобрести родители, а для поиска источников дополнительного дохода изучает объявления в сети Интернет. Например, ребенка может привлечь предложение принять участие в онлайн-игре, которая якобы позволяет и развлекаться, и зарабатывать одновременно. Такие проекты являются современными финансовыми пирамидами. Они предлагают участникам внести небольшой «регистрационный» взнос, пригласить друзей или приобрести специальную игровую валюту, персонажей либо предметы для получения дополнительного преимущества в игре. Разработчики обещают, что виртуальный заработок можно обменять на реальные денежные средства, однако вывести их не получается, а через определенный промежуток времени мошенники, получившие денежные средства игроков, перестают выходить на связь.
Лучшим инструментом защиты ребенка от участия в подобных
онлайн-проектах является финансовое просвещение: знакомство с сущностью и функциями денег, правилами финансового планирования и рационального финансового поведения. Помимо этого, родителям стоит самостоятельно принять дополнительные меры безопасности для защиты ребенка. Например, установить в онлайн-банке ограничение суммы покупок или количества операций по карте в день, подключить СМС или push-оповещения для контроля списаний с детской карты, установить и регулярно обновлять антивирусные программы на телефоне ребенка, включить на нем функцию родительского контроля.
Все это позволит снизить риски для личного бюджета ребенка, но по-настоящему обезопасить его сможет только понимание принципов личной финансовой безопасности, узнать которые он сможет благодаря взрослым. Если школьник с детства научится внимательно и осторожно действовать в финансовых вопросах, это убережет его от крупных финансовых потерь в будущем.
Домашнее задание
Предложите ребенку просмотреть мультфильм «Как не попасться мошенникам?». Вместе со школьником порассуждайте о том, какие правила безопасности нарушил голубь. Обсудите с ребенком, как герою следовало вести себя для того, чтобы не попасться на уловки мошенников.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или