13.06.2019
Нападение Германии на СССР поставило вопрос о скорейшем развертывании в Москве военной промышленности, проведении мероприятий по укреплению обороноспособности столицы и обеспечении горожан всем необходимым в условиях военного времени. От профессионализма московских финансистов теперь зависело выживание города. В сегодняшнем материале из истории московских финансовых органов мы рассказываем о периоде Великой Отечественной войны.
В первый же год войны поступления в городской бюджет начали быстро уменьшаться из-за снижения налогооблагаемой базы. Сотни московских предприятий были эвакуированы. В столице стало вдвое меньше организаций и учреждений (8600 вместо 15529). Из них 2000 перешедших на выпуск военной продукции организаций были освобождены от уплаты налогов. Вместе с эвакуированными предприятиями уехали рабочие и их семьи, которые теперь не пользовались транспортом, не покупали в магазинах и не платили подоходный налог.
Чтобы поправить положение, пришлось ввести дополнительные налоги и сборы с населения. В конце 1941 года был введен налог на холостяков, а с 1942 года – специальный военный налог. Несмотря на прилагаемые усилия, в 1941 году бюджет Москвы был выполнен по доходам лишь на 82,1%.
Осадное положение, на котором находился город, требовало осуществления дополнительных расходов по укреплению обороноспособности. Сооружение защитных линий, рытье рвов и окопов, обеспечение противопожарной охраны, восстановление разрушенных зданий и сооружений, наращивание выпуска оборонной продукции и даже помощь подмосковным партизанским отрядам – все это оплачивалось из городского бюджета.
В таких тяжелых условиях приходилось урезать расходы. План выделения средств на благоустройство, ЖКХ и торговлю был выполнен лишь на 2/3, а по транспорту, социальным и культурным мероприятиям – на 80%.
Для восполнения бюджетных потерь, проводилась большая работа по освоению выпуска потребительских товаров и снижению себестоимости продукции. Например, всячески поощрялась переработка промышленных и бытовых отходов, деятельность различных артелей и кооперативов. Маленькие артели в годы войны произвели более миллиона свечей, 305 тысяч керосиновых ламп, около 1,5 миллиона зажигалок, было сшито более миллиона пар обуви на деревянной подошве, а в Таганском районе, где в некоторых местах из-под земли бьют соленые ключи, организовали завод, который вырабатывал в день до 15 тонн дефицитной в то время соли. При учреждениях и предприятиях открывались хозрасчетные и подсобные хозяйства.
В 1942 году Мосгорфинуправление подготовило расчеты по снижению расходов на 20% на административный и управленческий аппарат, которые были незамедлительно реализованы.
Еще одной проблемой военного времени стало осуществление бесперебойного обеспечения жителей города товарами и услугами. Уже 17 июля 1941 года в Москве была введена карточная система на товары первой необходимости. По мнению историков, эта система обеспечила выживание большей части горожан. Во время войны треть зарплаты уходила на различные налоги и государственные займы. По карточкам продажа товаров производилась по фиксированным ценам, поэтому остававшихся средств более или менее хватало, а вот на черном рынке за буханку хлеба могли попросить сумму, равную средней месячной зарплате.
Большое внимание уделялось и обеспечению занятости москвичей. В частности, в условиях утраты Донбасса необходимо было обеспечить город топливом. Для этого в короткие сроки была восстановлена добыча угля в Подмосковном угольном бассейне, а также организована масштабная заготовка дров, в которой участвовали десятки тысяч жителей.
После того как линия фронта была отодвинута от города, было принято решение возобновить строительство метрополитена. Работы начались уже в мае 1942 года. За годы войны была сдана третья очередь в составе 7 станций и начато строительство четверной очереди столичной подземки. Строительство метрополитена носило в том числе и социальный характер – в этом процессе были задействованы тысячи горожан.
Начиная с 1943 года ситуация с бюджетными доходами постепенно улучшается, из эвакуации начинается возвращение промышленных предприятий, возникает необходимость увеличения выпуска гражданской продукции. Для этого было принято решение предоставить таким заводам налоговые послабления.
Увеличивается финансирование городского хозяйства, растут социальные расходы. Так, по сравнению с 1942 годом средства, выделенные на народное просвещение в 1943 году, выросли почти вдвое – до 18,5 млн рублей. На городское здравоохранение было потрачено 40,2 млн рублей (рост на 25%), на физическую культуру и спорт 161 тыс. рублей (рост на 125%).
В сентябре 1944 года было принято решение о строительстве первого в СССР магистрального газопровода «Саратов - Москва», который был сооружен за рекордные 225 дней. Он вступил в строй сразу после войны, в июле 1946 года, благодаря этому на природный газ были переведены котлы московских ГЭС-1 и ГЭС-2.
Великая Отечественная война стала серьезным вызовом для московской финансово-экономической системы. Если в 1940 году доходы от промышленности составляли около 15% всех поступлений в городской бюджет, то в послевоенном 1947 году их доля не превышала 6,4%. Поэтому перед московскими финансистам стояла задача мобилизации имеющихся средств для покрытия возрастающих бюджетных расходов и обеспечения скорейшего восстановления городской экономики и инфраструктуры.
Пользователь, регистрируясь на портале «Открытый бюджет города Москвы», обязуется принять настоящее Согласие на
обработку персональных данных. Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на портале или
предоставление персональных данных в формах обратной связи, размещенных на сайте.
Основанием для обработки персональных данных являются ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального
закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
С помощью
или